Скачать
Игры на развитие воображения.doc
Microsoft Word документ 41.0 KB

 

Картотека дидактических игр по сказкам и на развитие воображения

                                  

 

Дидактические игры по сказкам:

 

«Назови сказку»

 

По отрывку из текста дети должны догадаться, какая сказка.

 

«Приведи пример из сказки»

 

В сказках часто описываются типовые житейские ситуации, которые случаются и в реальности. Нужно провести аналогии.

 

«Цветные рассказы»

 

Рисование по мотивам прослушанной сказки.

 

«Назови сказочные дары и волшебные средства»

 

Можно составить целый каталог этих даров и волшебных предметов. Кто назовет больше?

 

«Чудесные помощники»

 

Увидеть и описать помощников героя, наделенных чудесными способностями.

 

«А что потом?»

 

Переделка сказочных окончаний. Ведь за свадьбой героя что-то было, не так ли?

 

«Хорошие - плохие»

 

Классификация сказочных персонажей с этической точки зрения.

 

«Событийная цепочка»

 

Пересказ в сжатой форме. Опускаются детали, высвечивается интрига.

 

«Сравни сказочных героев»

 

Например, Красную Шапочку и Синюю Бороду, Белоснежку и Аленушку.

 

«Какой? Какая? Какие?»

 

Подбираем прилагательные, сравнения, эпитеты.

 

«Тридевятое царство»

 

Какое оно? Чем отличается от нашего мира? Какие там деревья, солнце, звезды, люди?

 

«Заколдованный лес»

 

В чем проявляется его волшебность? Каждый ребенок видит это по-своему.

 

«Открытые сюжеты».

 

Педагог задает начало сказки, ее конфликт, дети развивают тему.

 

«Интервью у сказочного героя»

 

О чем бы вы спросили у Бабы Яги? У Кощея Бессмертного?

 

«Разговор по телефону»

 

Представим, что два персонажа из разных сказок беседуют между собой по телефону. О чем?

 

 

 

Игры на развитие воображения

                                

 

 

1. Несуществующее животное

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

 

Если существование рыбы-молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует:" Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит?"

 

 

2. Выдумай историю

Количество игроков: любое

Дополнительно: книжка с картинками

 

История, которая рассказывается в книжке с картинками, изменяется: к картинкам сообща придумываются новые события.

 

 

3. Продолжи рисунок

Количество игроков: любое

Дополнительно: бумага, ручки

 

Простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше рисовать (или предлагать) по очереди. Кто больше?

 

 

4. Клякса

Количество игроков: любое

Дополнительно: листы бумаги, на которых нанесены кляксы.

 

 

5. Найди сходство

 

Дети должны придумать на что похожа клякса и дорисовать ее. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.

 

В игре участвуют несколько человек. Первый участник произносит два случайных слова. Второй игрок в течение 5 секунд называет общие для них признаки, а затем называет свое, третье слово. Следующий игрок также в течение 5 секунд описывает второе и третье слово. Затем к третьему слову добавляет свое и задает эту пару четвертому игроку. И так далее по кругу.

 

Тот, кто не сумеет за данное время назвать ни одного общего для двух слов понятия, выбывает из игры.

 

 

6. Пять точек

Количество игроков: любое

Дополнительно: листы бумаги с нанесенными на них пятью точками, карандаш или ручка

 

На рисунке без всякого порядка нарисовано пять точек. Нужно нарисовать человечка таким образом, чтобы на двух точках он стоял ногами, еще две приходились на центр ладоней, а пятая – на центр головы.

 

 

7. Оживление предметов

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

 

Представить себя новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.

 

Представить: пояс - это змея, а меховая рукавичка - мышонок. Каковы будут ваши действия?

 

 

8. Имитация действий

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

 

Варим суп. Показать: вы моете и вытираете руки перед приготовлением пищи. Наливаете воду в кастрюлю. Зажигаете горелку газовой плиты и ставите кастрюлю на конфорку. Чистите и режете овощи, засыпаете их в кастрюлю, солите, помешиваете суп ложкой, черпаете суп поварешкой.

 

Показать, как надо осторожно нести чашку, наполненную горячей водой. Представить и показать: вы поднимаете горячую сковороду, передаете по кругу горячую картофелину.

 

 

9. Так не бывает!

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

 

Участники игры по очереди рассказывают какую-нибудь невероятную историю, короткую или длинную. Победителем становится тот игрок, которому удастся придумать пять сюжетов, услышав которые, слушатели воскликнут: «Так не бывает!».

 

 

10. Давай придумывать

Количество игроков: любое

Дополнительно: набор предметов разной формы (палочки, шар, кольцо, коробочки, цилиндр) и карточки с изображением разных предметов определенной формы - зеркало, карандаш, яйцо, яблоко

 

Важно: изображения на картинках должны быть похожи на предметы. Например: карандаш, удочка, иголка, нож - по форме похожи на палочку; ваза, стакан, наперсток - полый цилиндр.

 

Игра проводится примерно так - дети (или ребенок) садятся перед столом, у каждого набор предметов. Взрослый садится напротив, у него карточки с картинками. Взрослый показывает карточки по одной и спрашивает:

 

- У кого предмет похож на такой карандаш?

 

Ребенок, у которого палочка, отвечает:

 

- У меня!

 

И получает карточку с изображением карандаша.

 

Вариант наоборот: У детей карточки с картинками, а у взрослого разные предметы.

 

Дети с 5 лет могут играть в эту игру самостоятельно и без картинок, придумывая, на что может быть похож тот или иной предмет.

 

 

11. Нарисуй настроение

Количество игроков: любое

Дополнительно: бумага, краски

 

Эту игру можно использовать, если у ребенка грустное настроение или, наоборот, очень веселое, а также – какое-нибудь другое, главное, чтобы у него было какое-то настроение. Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом.

 

Лучше всего для этого подходит рисование акварельными краска.

 

 

12. Интересно, это кто?

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

 

Глядя в окно, придумываем про людей, которых видим внизу, разнообразные истории.

 

 

13. Рисунки с продолжением

Количество игроков: любое

Дополнительно: бумага, краски

 

В центре листа бумаги ставим красную точку. Предлагаем следующему продолжить рисунок.

 

 

14. Смешинки

Количество игроков: любое

Дополнительно: мяч

 

Ведущий бросает мяч и называет какой-то предмет. Например, кастрюля. Нужно быстро придумать ему смешное название. Например, варилка.

 

Игра развивает воображение и заряжает хорошим настроением.

 

15. Новое назначение предмета

Количество игроков: любое

Дополнительно: любые предметы

 

Ребята сидят в кругу. Ведущий запускает какой-то предмет (старый утюг, зонтик, горшок, пакет, газету). Каждый придумывает новое назначение для этого предмета. Например, утюг можно использовать как гирю или приспособление для разбивания кокосовых орехов. Побеждает тот, кто придумает самые невероятные применения этого предмета.

 

Предмет может "гулять" по кругу, пока для него придумываются новые назначения.

 

 

16. Норма воображения

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

 

Выбираем трех-четырех водящих. Не посвящая их в суть предстоящей игры, всех удалим из комнаты. А чтобы была гарантия, что они не станут подслушивать, выставим у дверей караул. Предосторожность, как мы увидим в дальнейшем, отнюдь не лишняя.

 

Наша задача — произвести небольшой, но весьма любопытный опыт. Заключается он в следующем. Говорят, что если попросить человека быстро и не задумываясь назвать любое нечетное число в пределах 10, то он назовет число 7. Если попросить его так же быстро и не задумываясь назвать какую-нибудь часть лица, то он скажет: «Нос». На предложение назвать какой-либо фрукт чаще всего называют яблоко. Если же вы попросите назвать какую-нибудь домашнюю птицу, то скорей всего последует ответ: «Курица».

 

Так ли это на самом деле? Не станем делать преждевременных выводов, а проверим правильность этих утверждений на наших «подопытных» водящих. На то они и выделены. Вызывать их по одному. Вероятней всего, однако, ответы их не будут отличаться разнообразием. И только тот, кому известна эта шутка, постарается, конечно, не попасться впросак.

 

 

17. Гений фантастики

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

 

Игрокам предстоит выдумывать сюжеты, отличающиеся нереальностью. Темой выдумок может быть все, что угодно, главное – чтобы жюри непредвзято определило самую неправдоподобную историю. Сочинивший ее игрок и будет победителем.

 

 

18. Колдун

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

 

Многие люди обращаются к колдунам, чтобы узнать что-нибудь о своем будущем. Можно устроить великолепную игру на эту тему. В начале игры выбирается ведущий. Он будет «колдуном».

 

Задача всех остальных – обращаться к этому «колдуну» с различными вопросами. «Колдун» должен придумать интересное предсказание на будущее, можно давать очень смешные прогнозы, главное условие – чтобы всем было весело. Например, «колдун» дает предсказания на какой-то определенный промежуток времени: на неделю, месяц и т. д. В этой игре нет победителей и побежденных, главное – чтобы все хорошо провели время.

 

 

19. Кто это?

Количество игроков: любое

Дополнительно: бумага, ручки

 

Возьмите каждый по листку бумаги и нарисуйте сверху голову - человека, животного, птицы. Загните лист так, чтобы нарисованного не было видно - только кончик шеи. И передайте рисунок соседу. У каждого участника игры оказался новый лист с изображением, которого он не видел. Все рисуют верхнюю часть туловища, снова "прячут" рисунок и передают соседу, чтоб на новом полученном листке дорисовать конечности. А теперь разверните все рисунки и посмотрите, какие на них изображены существа.

 

 

20. Как составить инструкцию?

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

 

В начале игры выбирается ведущий. Он предлагает вниманию всех какой-то предмет, например телевизор. Ребята должны придумать точную инструкцию для правильного использования названного предмета. И эта инструкция должна быть очень подробной, в ней нужно сказать обо всем, что касается данного предмета. Каждый придумывает инструкцию для какого-то одного предмета, а потом ведущий называет следующий предмет, и игра продолжается.

 

Когда каждый сочинит по инструкции, ведущий усложняет правила игры. Теперь следует придумать необычное применение какому-то предмету. Например, телевизор можно использовать в качестве подставки для цветов; из него также можно вытащить все детали и поселить там хомячков.

 

Таким образом, все ребята придумывают необычные инструкции для названных ведущим предметов. В конце игры подводятся итоги. Ведущий оценивает сообразительность каждого игрока и присуждает ему определенное количество очков. Тот, кто получает больше очков, становится победителем.

 

Вернуться на Главную

Комментарии: 0