Скачать
Игры на развитие мышления.doc
Microsoft Word документ 48.0 KB

Картотека игр на развитие мышления


 

 

1. Найди лишнее слово

Количество игроков: любое

Дополнительно: серии слов

 

Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним". Примеры:

 

Старый, дряхлый, маленький, ветхий;

Храбрый, злой, смелый, отважный;

Яблоко, слива, огурец, груша;

Молоко, твогог, сметана, хлеб;

Час, минута, лето, секунда;

Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;

Платье, свитер, шапка, рубашка;

Мыло, метла, зубная паста, шампунь;

Береза, дуб, сосна, земляника;

Книга, телевизор, радио, магнитофон.

 

 

2. Угадай по описанию

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

 

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

 

 

3. Кто кем будет

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

 

Ведущий показывает или называет предметы и явления, а игрок должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут. Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, гусеница, икринка, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день, ученик, больной, слабый, лето и т.д.

 

Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько ответов на вопрос.

 

 

4. Общие слова

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

 

Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

 

- Назови слова, обозначающие деревья; кустарники; цветы; овощи; фрукты.

 

- Назови слова, относящиеся к спорту.

 

- Назови слова, обозначающие зверей; домашних животных; наземный транспорт; воздушный транспорт.

 

 

5. Отвечай быстро

Количество игроков: любое

Дополнительно: мяч

 

Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и качество (вкус, форму) предмета.

 

 

6. Что бы это значило?

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

 

Ребенок должен объяснить смысл фразы. Для этого подходят разнообразные фразеологизмы, а также пословицы и поговорки, так как они содержат в себе, помимо основной идеи, яркую эмоциональную окраску (грусть, осуждение, поощрение, злость и т. д.). Следует попробовать вместе с ребенком понять, что могут значить такие выражения, как "повесить нос", "проще пареной репы", "бить баклуши" и пр.

 

7. Что внутри?

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

 

Ведущий называет предмет или место, а игроки в ответ называют что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.

 

дом - стол,

 

шкаф - свитер,

 

холодильник - кефир,

 

тумбочка - книжка,

 

пузырек - лекарство,

 

кастрюля - суп,

 

дупло - белка,

 

8. Что можно сделать?

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

 

Что можно сделать, например, со стаканом. Из стакана можно пить, можно выдавливать из теста кружочки, можно мять картошку, ставить туда ручки и карандаши, устроить в нем маленький террариум, посадив внутрь жука или божью коровку. Каждый игрок предлагает свой вариант. Кто больше?

 

 

9. Я луна, а ты звезда

Количество игроков: двое или больше шести

Дополнительно: нет

 

Вариант для игры вдвоём: Один говорит, например: "Я - гроза!". Другой должен быстро ответить что- либо подходящее, к примеру: "А я -дождь". Первый продолжает тему: "Я - большая туча!". Ему можно быстро ответить:

 

"Я - осень". И так далее...

 

Вариант для игры группой: В игре должно быть не меньше шести человек.

 

Все, кроме одного садятся на стулья в кружок. В середине стоят три стула, на одном из них сидит кто-то из детей. Он говорит, например:" Я - пожарная команда!". Кто-нибудь из детей, кому первому придет в голову что-нибудь подходящее, садится рядом на свободный стул и говорит: "Я - шланг". Другой спешит на второй стул и говорит: "А я - пожарник". Ребёнок - пожарная команда должен выбрать одного из двух, например: "Я беру шланг". Он обнимает "шланг" и они садятся на стулья к другим детям. Оставшийся один ребёнок должен придумать что-нибудь новое, например: "Я - швейная машина!" и игра продолжается...

 

 

10. Угадай предмет

Количество игроков: любое

Дополнительно: картонная коробка, любые предметы

 

В большую картонную коробку складываются разные предметы: кубики, карандаши, маленькие машинки, мозаика... Сверху коробка закрывается платком.

 

Ребенок берет на ощупь предмет и пытается угадать, что это такое.

 

 

 

11. Месяца переименовали!

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

 

Придумайте новые названия всем двенадцати месяцам календаря и объясните, почему именно такое название вы им дали.

 

 

12. Составление предложений

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

 

Берутся наугад три слова, не связанные по смыслу, например, «озеро», «карандаш» и «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять их падеж и использовать другие слова).

 

Ответы могут быть банальными («Медведь упустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя словами, и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).

 

 

13. Угадай-ка

Количество игроков: любое

Дополнительно: предметные картинки

 

Сначала пусть ведущим будет ребенок, он выбирает какую-нибудь картинку и прячет ее. Взрослый должен узнать, кто нарисован на картинке, задавая вопросы. Ведущий может отвечать на вопросы только словами "да" или "нет".

 

Например, если спрятана карточка с изображением какой-то птицы: - Это зверь? - Нет. - Птица? - Да. - Большая? - Нет. - Городская? - Да. - Воробей? - Да.

 

Когда правила игры станут ясны, угадывать и задавать вопросы сможет и ребенок. Для начала картинка выбирается из небольшого количества картинок (например, десяти).

 

 

14. Телеграмма

Количество игроков: любое

Дополнительно: бумага, ручка

 

На листе бумаги пишется любое короткое слово в 4—6 букв. Каждый должен составить текст-телеграмму, чтобы каждое следующее слово начиналось с очередной буквы в заданном слове.

 

Например, из слова «крот» надо составить текст-телеграмму: первое слово на букву «к» — Ковалев, второе на «р» — ревет, третье на «о» — отдайте, четвертое на «т» — тушенку. Надо, чтобы получилась законченная мысль.

 

Затем все по очереди читают телеграммы.

 

 

16. Противоположности

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

 

Ищем слова противоположные по смыслу (и для прилагательных, и для существительных, и для глаголов). Трус-храбрец, шершавый-гладкий, бежать-стоять, мыться-сохнуть, земля-небо, терем-шалаш.

 

Также можно попробовать найти фразы-противоположности для предложений из известных детских стишков. Например: "В лесу родилась елочка - В поле сломали березку". "Мишка косолапый по лесу идет - Стройный олень стоит среди степи".

 

 

17. Бином

Количество игроков: любое

Дополнительно: ручки и бумага по количеству участников

 

Играющим предлагается написать на листке два столбика, из четырех слов каждый. Можно написать названия любых предметов и явлений, имена людей и животных. Затем для каждой из четырех пар слов — по одному слову из каждого столбика — нужно придумать некоторые связывающие их ассоциации. Чем больше, тем лучше. Ассоциации должны быть неожиданными. Например, если придуманы слова «кошка» и «лампочка», то ассоциации могут быть такими:

 

— кошка греется под лампочкой;

 

— у кошки усы, как спираль у лампочки;

 

— кошка круглая и теплая, как лампочка;

 

— глаза у кошки горят, как лампочки;

 

— форма головы у кошки напоминает лампочку.

 

Дается пять минут на выполнение задания. Затем нужно просуммировать все ассоциации по каждой из четырех пар. Обсуждаются самые интересные ассоциации, выбирается самый выдающийся мастер ассоциации.

 

 

18. Золотая рыбка

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

 

Ребенок - золотая рыбка, которая предлагает рыбаку исполнить его желание. Вы придумывает что-то сверхъестественное, а он должен найти уважительную причину, по которой не может исполнить ваше желание.

 

Потом можно поменяться ролями.

 

 

19. Дерево — это…

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

 

Эта игра развивает мышление, актуализирует опыт ребят, их знания, позволяет взглянуть на один и тот же объект с разных точек зрения.

 

Ведущий предлагает детям определить, какое значение имеет то или иное дерево для жизни разных животных, людей и т.п. Например: «Для птицы дерево — это…» (варианты ответов ребят: столовая; место для постройки гнезда; место, где она может спрятаться, и т.п.). «Для жука наш дуб — это…» (его жилище; место, где он откладывает личинки, где может найти добычу). «Для художника дерево — это…» (объект для картины, источник вдохновения). «Для усталого путника раскидистое дерево — это…» (место, где в жаркий день можно укрыться от знойного солнца, отдохнуть…). «Дерево для мебельщика — это…» (древесина, из которой можно сделать много разных предметов). «Дерево для зайца — это…» (пища — кора зимой, укрытие). «Дерево для горожанина — это...» чистый воздух; прохлада в зной; «зонтик» от дождя; место для отдыха и т.п.).

 

Слово «дерево» можно заменять другими словами.

 

 

20. Кто больше назовет предметов?

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

 

Все игроки делятся на две команды.

 

Ведущий ставит перед детьми задание назвать предметы:

 

а) Определенной величины (высокие, низкие, широкие, узкие);

 

б) Определенной формы (треугольные, круглые. прямоугольные);

 

в) Изготовленные из определенного материала (стекла, дерева, металла).

 

За правильные ответы команды получают фишки.

 

 

21. Хорошо — плохо

Количество игроков: любое

Дополнительно: мяч

 

Дети сидят в кругу. Ведущий задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.

 

Ведущий:

 

- Дождь.

 

Дети:

 

- Дождь — это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо — намочит нас, бывает холодным.

 

Ведущий:

 

- Город.

 

Дети:

 

- Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо — не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

 

 

22. Ассоциации

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

 

Эта игра развивает ассоциативное мышление у детей. Она очень интересна и, к тому же, поможет родителям (если они будут присутствовать) лучше узнать своего ребенка, его мысли, настроение. Она очень похожа на игру «Города», в которой ребята поочередно называют города, название которых начинается на последнюю букву предыдущих наименований.

 

Игра заключается в том, что все удобно рассаживаются, и им предлагается любое слово. Затем один из ребят говорит слово, первым пришедшее ему в голову после того, как он услышал предложенное. Следующий участник называет слово, которое у него ассоциируется с предыдущим. Ассоциации довольно забавны и нередко вызывают вопрос: «Почему?», на что участник может либо объяснить ход своих мыслей, либо отказаться это делать. Эта игра выявляет неизвестные ранее черты характера ребенка, поэтому поприсутствовать при ее проведении родителям очень и очень полезно.

 

 Вернуться на Главную

Комментарии: 0