Хроники "Необитаемого острова", Часть вторая.

День шестой. Карта острова. Этюд «Ванюша и обезьяна».

 

Разведчики осматривают весь остров, потом рисуют карту. Посреди острова, оказывается, есть гора с потухшим вулканом. Еще есть болото, а неподалеку – другой остров, и на нем живут индейцы.

Каждый рисует свою карту, помещая на ней себя и своих лучших друзей. Тоже форма социометрии.

Этюд: Ванюша познакомился с обезьяной, ушел с ней в лес и заблудился. Несмотря на то, что Ванюша был скорее обузой, чем помощником в лагере, отряд без колебаний отправился на его поиски, и это говорит, что сердца у них добрые.  Функция нарушителя (трикстера) переходит к обезьяне.

Стало ясно, что избранный командир – безусловный лидер, инициатор и организатор сюжетно-ролевых игр. Костяком отряда стали его друзья-охотники, тоже активные ребята. Следующие эпизоды, в которых Ванюша попадает в беду,  были придуманы специально, чтобы подтолкнуть к выбору остальных, более пассивных детей.

 

Сказка на ночь: «Цыпленок и звезда»

Жил-был один цыпленок. Ему захотелось научиться летать. Он учился-учился и стал человеком. Но люди требовали, чтобы он нес золотые яйца. Тогда мальчик-цыпленок убежал. Как-то раз он шел ночью по полю и вдруг увидел падающую звезду. Он подбежал и увидел звезду. У нее откололся уголок. Он заклеил звезду скотчем и они подружились. Звезда рассказала свою историю: она гуляла по небу, поскользнулась и упала. Так она оказалась на Земле. Звезда была волшебная. Она умела превращаться. Когда из курятника убежала курочка, и ее поймали волки, звезда сама превратилась в волка и унесла курочку обратно в курятник. Звезда помогала мальчику делать уроки, исправляла ошибки.

 

            Организованная деятельность:

Рисование карты острова.

Подвижная игра «Охотник и дикие звери»

 

 

Карина М. Охота на тигра
Карина М. Охота на тигра

День седьмой. Этюд «Зловредная обезьяна».

 

 

Ваня и обезьяна пошли на речку купаться, нарушив правило лагеря: не уходить за территорию поодиночке. Дети кричат: «Не ходи с этой обезьяной, она плохая, она тебя бросит!» Но Ваня слишком мал, его не берут в охотники, с девочками готовить обед ему скучно. На берегу друзья нашли странные звенящие яйца, стали ими бросать друг в друга. Это были яйца крокодила, и мама-крокодил выползла на берег, чтобы наказать обидчика. Обезьяна забралась на пальму, а Ваня остался на берегу. Обезьяна могла бы помочь Ване, но она боится. Ваня зовет на помощь. Отряд предполагает, что поможет командир. Но я возражаю: командир с отрядом разведчиков далеко и не слышит. В лагере остались самые робкие мальчики и девочки. Кто поможет малышу, рискуя своей жизнью? Оказалось, что даже в игровой ситуации робким детям трудно проявить храбрость.  Но среди девочек выявился еще один лидер, Соня, ставшая потом соперницей командира в борьбе за власть.

 

            Сказка на ночь: «Иван царевич и огненный дракон»

Жили-были дед и баба, был у них сын Иван Царевич. Баба умерла, а деда унес дракон. Иван Царевич пошел искать своего папу. Один знакомый орел перенес его в пещеру. Там было темно и мокро. Иван Царевич увидел что-то рыжее. Это был огонь дракона.   Если посмотреть дракону в глаза, то умрешь. Иван Царевич знал об этом, он, не глядя, размахнулся и отрубил голову дракона, и спас своего папу. И они вернулись домой.

 

Организованная деятельность:

Рисование: «Превращения грибочка»

 

Подвижная игра «Два отряда»

На войне, как на войне.
На войне, как на войне.

День восьмой. Опыты с силами природы. Изготовление посуды.

 

Этюд: Как-то раз обезьяна и Ваня, гуляя по лесу, наткнулись на запутавшегося в колючих кустах олененка. Обезьяна советует убить его, чтобы стать настоящим охотником. Как должен Ваня поступить?

Все ребята выступили за то, чтобы олененка не убивать, а отпустить. Кто-то предлагает:  «Может быть,  привести его в лагерь, пусть у нас живет?» «Нет, - отвечают остальные, - мама будет его искать, и отомстит за своего детеныша».

 

Опыты с силами природы:

 

Химический опыт: дети наблюдают за реакцией между пищевой содой и уксусом, с выделением углекислого газа.

Опыт с горением: под стеклянным колпаком свеча гаснет, потому что кончается кислород.  Вода в стакане поднимается, соединяясь с углекислым газом.

Рассказ о молекулярной структуре вещества, о «дружбе» и «вражде» между молекулами, о выделении энергии при реакциях.

Опыт с электричеством: наэлектризованная расческа притягивает мелкие клочки бумаги.

Опыт с магнетизмом: магнит притягивает мелкие железные предметы, но не воздействует на другие материалы (пластик, стекло, дерево).

Сделать вывод: исследовать мир – это очень увлекательно, гораздо интереснее, чем охотиться.

Кроме опытов, в  этот день дети трудились, не покладая рук: лепили глиняную посуду, изготавливали пальмовые листья, вырезая их из больших листов картона, раскрашивая и прикрепляя к стволу пальмы.

 

Сказка на ночь:  «Бабочка-любовь».

Жила одна бабочка, и она подружилась с жуком. Однажды она увидела красивый цветок, села, а цветок взял и захлопнулся как капкан. Бабочка позвала на помощь, и жук разрезал цветок и освободил бабочку. И тогда из цветка выпали муравьи. Они были шутники и притворились злым цветком.

 

Организованная деятельность:

Сообщение Наташи. «Из истории гончарного ремесла. Производство керамики и фарфора».

Лепка из глины: «Посуда»

Ручной труд: «Тропические пальмы».

Исследовательская деятельность: естественнонаучные опыты.

Подвижная игра «Крокодилы и охотники».

 

Макет "Острова"
Макет "Острова"

День девятый. Символика отряда. Правила отряда.

 

Дети достаточно сдружились, чтобы выбрать для своего отряда название, изготовить флаг и участвовать в сочинении гимна. Гимн поется на мотив известной детской песни «Наша Родина сильна».

 

Название отряда:  «Тигры и бабочки»

Девиз: «Один за всех, и все за одного»

Флаг: желто-сине-фиолетовый

 

Гимн:

 

Есть у нас оружье,

Стрелы и мечи.

Мы отрядом дружным

Охотимся в ночи.

 

Припев:

А дозорные сильны,

Охраняют нас они,

Охраняют нас они.

 

Нас ведет в разведку

Храбрый командир.

Тигры и медведи

Ждут нас впереди.

 

Правила: Всегда помогать друг другу, не ссориться, не лениться, быть смелыми, не жаловаться, не ябедничать.

 

Сказка на ночь: «Разные яйца»

Жила-была курочка. Она высиживала яйца. Из одного родился гусенок, из другого утенок, а из третьего цыпленок. Мама посмотрела, что дети не такие, и выгнала их, только цыпленка себе оставила. Те двое ушли в лес. Там их встретил волк. Но он был добрый и вернул их настоящим мамам: утке и гусыне. Потом они все выросли и стали папами. Цыпленок тоже стал папой, потому что ему не понравилось быть девчонкой, потому что папы главные.

 

Организованная деятельность:

Изготовление макета «Необитаемый остров»: лепка с элементами рисования и аппликации.

Подвижная игра «Не упади!»

Отряд Сони Ш.
Отряд Сони Ш.

День десятый. Этюд «Ловушка».

 

 Обезьяна рассказала Ване, что тигр  устроил засаду на тропе, по которой ребята ходят за водой. Когда они будут идти мимо, тигр спрыгнет и убьет кого-нибудь. Ваня хочет сообщить ребятам, но обезьяна его отговаривает: «Они злые, так им и надо». Ваня все же сообщает про коварный план. Он боится Коли, да и других охотников, поэтому  тихонько рассказывает Даше (самой робкой девочке).  Даша отказывается принимать участие, но через какое-то время информация все же доводится до командира. Мальчики принимают решение.

Довольно скоро определились три группы детей: инициативные, готовые к любым приключениям; пассивные, склонные следовать за другими, и избегающие вообще всякого участия в делах отряда.

Этюд «Ловушка» был задуман, в том числе и для того, чтобы включить в общую игру Дашу. Увы, в этот раз девочка не смогла преодолеть свою застенчивость.

Ванюша хочет молока. Где нам взять молоко? Дети предлагают варианты. Как готовятся молочные продукты? Вопрос к девочкам: как они будут готовить еду? Может быть, стоит посадить огород? Что там будет расти? Как  ухаживать?

 

Сказка на ночь:  «Волки-белки»

Жили-были две девочки, одна старшая, другая младшая. Папы у них не было, а потом и мама умерла, и остались они одни. Пошли они как-то в лес. Тут их увидела лиса.

- Что вы делаете здесь, маленькие девочки? – спросила она.

- Мы идем кормить белочек волшебными орешками, - ответили сестры.

- Ну что ж, счастливого вам пути! – притворилась вежливой лиса, а сама побежала к волку и рассказала ему все. Тогда волк велел белочкам не брать у девочек угощение. Но белочки не послушались. Они съели волшебные орешки и превратились в добрых волков. Белочки всегда мечтали стать волками и быть сильнее всех. Эти волки подружились с девочками и стали их защитниками. Они защищали девочек от хищников и помогали искать еду. А девочки лепили для волков-белок игрушки из глины. Так они жили дружно.

 

Организованная деятельность:

Подвижная игра «Один в джунглях»

 

 

Комментарии: 0