Хроники Необитаемого острова. Часть третья.

Командир отряда Коля С.
Командир отряда Коля С.

День двенадцатый. Этюд «На горе».

 

 Ваня пропал. Все его искали, и вдруг увидели, что мальчик на вершине горы, и зовет оттуда на помощь. Гора очень крутая, скалистая. Что делать? Дети предлагают варианты, порой самые фантастические. Наконец, гора покорена.

Я предлагаю:

- Осмотритесь. Что вы там увидите?

- Там стоит замок. А внутри база инопланетян. Они спят в своих саркофагах. Самая главная комната закрыта на замок. Но мы нашли карту, и на ней указано, где найти ключ. Ключ хранится на одной из планет. Чтобы его найти, нужно отыскать планету, населенную разумными существами. Но как понять, что они разумны?

Следуют ответы детей, порой забавные, порой необычно глубокие.

Ванюша жалуется, что чай несладкий. Как добыть сахар? Выслушав ответы детей, привести их  к мысли, что нужно построить для пчел улей и заботиться о них.

 

Сказка на ночь. «Баба-Яга»

Жила-была Баба-Яга. Однажды, когда она спала, пришел маленький злой мальчик и украл у нее метлу и ключи от избушки. Ключом он хотел запереть двери, чтобы Баба-Яга не выбралась наружу, но забыл это сделать. Затем он привязал спящую Бабу-Ягу скотчем к кровати и ушел домой. Бабе-Яге никто не мог помочь, потому что она жила одна. Она дотянулась до ножниц и разрезала скотч, и освободилась. Баба-Яга пошла искать мальчика, чтобы убить его. Но она искала его так долго, что устала, и, когда нашла, тихо забрала свою метлу и ключи, и вернулась в свою избушку.

 

Организованная деятельность:

Рассказ воспитателя о жизни пчел.

Рисование: «Космическое путешествие».

Подвижная игра «Космонавты»

 

День тринадцатый. Два лагеря.

 

Через две недели после начала проекта отряд раскололся на две партии, которые ссорятся между собой. После бурных дебатов и голосования группа ребят во главе с новым лидером, девочкой,  уходит строить себе другой лагерь. Надо сказать, что девочки и мальчики с самого начала держались в отряде отдельными компаниями. Это и понятно: у девочек свой круг занятий, охота и разведка им неинтересны. Пришлось устанавливать вторую палатку для девочек.

На следующий день я с облегчением увидела, что дети помирились. Теперь мальчики ходят в гости к девочкам, договариваются о совместных операциях, и т.д.

 

Сказка на ночь. «Рыцарь и вампиры»

Жил-был царь, у него было три сына, старший, младший и маленький. Однажды пришел рыцарь и стал сражаться с братьями. Он победил старшего, и второго тоже, и тогда младший Иван царевич сразился. Он победил этого рыцаря, и вдруг увидел, что это тетя. И он на ней женился. Но однажды его жену украли вампиры и выпили из нее всю кровь. А Иван царевич стал ее искать. Ему все подсказывали, даже Кот ученый.  Наконец он ее нашел, убил всех вампиров, а своей жене дал воды напиться, и у нее прибавилось сил. Они уехали домой, и жили счастливо.

 

Организованная деятельность:

Подвижная игра «Два отряда»

 

 

 

Погружение на дно моря
Погружение на дно моря

 

День четырнадцатый. Исследуем подводный мир.

 

Предварительно просмотр научно-популярного фильма «Подводные экспедиции

Ж.И. Кусто»,  рассказ воспитателя о жизни на морском дне. Атрибуты для игры: большое покрывало голубого цвета, магнитные рыбки и удочка.

«Водолазы всегда ныряют по двое, - говорю я, - так, чтобы один мог всегда подстраховать другого. С кем бы вы согласились нырять? (социометрический опрос). А если бы под водой мы вдруг встретились с Золотой рыбкой, что бы вы пожелали? (опрос)

 

Организованная деятельность:

Рисование: «Подводный мир».

Подвижная игра: «Рыбалка».

 

 

День пятнадцатый.  «Космический полет»

 

Предварительная работа: Занятия из цикла «Мир человека», знакомящие ребенка с основными органами и системами человеческого организма; рассматривание насекомых, листьев растений, мха под микроскопом, беседа о конструктивных особенностях насекомых, животных и человека.

На горе, на базе пришельцев стоят готовые к полету корабли. На одном из них мы отправились в космос. Что нам встретится там?

Это занятие  проводилось в апреле и тесно связано с тематическими занятиями о Солнечной Системе и космонавтике. Идея космического путешествия очень привлекла детей. В ходе дискуссии всплыли религиозные мотивы. Было  поучительно видеть, какие причудливые формы приобретает в детских умах неумело преподанное православие.

 

Организованная деятельность:

Рисование: «Инопланетяне» (вариант теста «Несуществующее животное»).

Занятие по математике: решение задач на космическую тему. Проложить маршрут: с помощью линейки соединить точки-цифры. Выложить из палочек контур космического корабля.

Подвижная игра «Меткий охотник»

 

 

День шестнадцатый. Перевыборы. Пираты.

 

Дети решают выбрать другого командира. Отвечают на мои вопросы, почему не устраивает прежний. Выбрав при помощи голосования нового командира, отмечают его положительные качества.

Ванюша, который остался на острове, пока отряд путешествует по космосу, сообщает по рации, что на острове высадились корабли под черными флагами. Дети понимают, что это пираты. Тут же с помощью телепорта (идея детей) возвращаемся. Дети горят желанием расправиться с пиратами. Я замечаю, что они могли бы оказаться хорошими и отвезти нас домой. Данила возражает: «Зачем нам возвращаться? У нас же есть остров».

Пират захватил обезьяну, которая дружила с Ваней. Пусть она злая, но пират хочет отправить ее в зоопарк. Дети решают спасти обезьяну. Рядом с пиратом, который спит (это я), карта и связанная обезьяна. Задача: подкрасться незаметно. Дети со второй попытки справляются с заданием. На карте помечено крестиком место, где пираты спрятали клад (план группы). Ориентируясь по карте, дети довольно быстро находят тайник, достают из коробки два пистолета. Их получают мальчики. Потом находят в лесу раненого пирата. Его укусил тигр.  Раненого приносят в лагерь, медсестра его лечит. Мы берем его в отряд.

Затем следует нападение пиратских кораблей. Воины мечут огненные стрелы, поджигают корабли, после победы один корабль оставляют себе.

           

            Организованная деятельность:

            Игра «Найти клад»

Лепка: «Парусные корабли».

Подвижная игра «Крокодилы и охотники»

 

 

 

Мореплаватели
Мореплаватели

 

 

День семнадцатый. Путешествие вокруг Европы.

 

 

Предварительно ознакомить детей с картой мира и основными европейскими странами, рассказать о некоторых наиболее известных достопримечательностях.

На захваченном у пиратов корабле дети решают отправиться в путешествие по странам Европы. Выбирают капитана, кока, переводчика, матросов.

По пути на корабль нападают кракены и морские змеи. Мальчики сражаются.

Поскольку наш остров – в южной части Атлантики, сначала мы побываем в Испании, затем – в Греции, Италии, Франции, что находятся у берегов Средиземного моря, потом через Атлантический океан отправимся в Германию и Англию. В процессе путешествия дети отвечают на вопросы: Как называется столица этой страны? На каком языке говорят ее жители? Что еще вы знаете о ней?

 

Сказка на ночь: «Бермудский треугольник».

Жил-был царь. У него было три сына. Один поехал в чужую страну, попал в Бермудский треугольник и пропал. Второй тоже пропал. Ивана Царевича царь не хотел отпускать, но потом согласился. Иван Царевич сел на корабль, посреди моря нырнул с аквалангом. Он погрузился на дно и увидел там своих мертвых братьев, и множество кораблей и самолетов. Корабль, на котором плыл Иван Царевич, тоже потонул. Тогда Иван Царевич выплыл и оказался на острове. Через несколько дней его увидели моряки с другого корабля и взяли к себе. Он показал им дорогу в обход Бермудского треугольника, и вернулся домой к своему папе.

 

Организованная деятельность:

Рисование: «Морское путешествие»

Подвижная игра «Не упади!»

 

День восемнадцатый.  «Атлантида»

 

Предварительно: рассказ об Атлантиде, о  Бермудском треугольнике и обнаруженных на дне моря гигантских  пирамидах и затонувшем городе, занятие из цикла «Мир человека»: «Наследование свойств организма» (знакомство с генетикой).

Атлантида – легендарная страна. История о ней близка к сказочной, поэтому особенно привлекательная для детей.

Пока мальчики ходили на охоту, Ванюша стащил  пистолет и пошел на берег моря стрелять крокодилов. Тут из воды выпрыгнула акула. Она хотела его схватить, но Ваня отпрыгнул, и она успела только проглотить пистолет. Узнав, что случилось, ребята сели на корабль и отправились в море, искать эту акулу. Самые храбрые ребята нырнули глубоко вниз. Вернув пистолет, мальчики огляделись и увидели на дне моря странные пирамиды (здесь нужно рассказать о затонувшем городе на дне Бермудского треугольника). Около одной пирамиды они обнаружили карту. С помощью карты мальчики нашли ключ (прячется заранее в группе, ищется по схеме). Это был ключ от магического кристалла атлантов. Кристалл хранит в себе последние яйца динозавров. Мы принесли их на остров и оживили. У нас появились свои ручные динозавры, на которых можно ездить и летать.

Рассказать о том, как атланты экспериментировали с «семенами» разных существ (геномом), соединяя в самых необычных сочетаниях. Сравнить общие принципы устройства насекомых, животных, рыб и растений. Например, у насекомых твердое покрытие (хитин) защищает организм снаружи, у животных скелет внутри. Мозг защищен костями черепа как самое ценное. Но могло быть иначе: гибкая, как конечность, голова. Голова, не выступающая наружу, а спрятанная, как сердце, внутри. Что будет, если смешать  семена дерева и человека, рыбы и самолета? Что будет делать такое существо? В чем его польза?

Дети предлагают: человек-ромашка, человек-книга, собака-телефон, банан-медведь, птица-дом, дом-кошка, человек-тигр, волк-зефир, самолет-котенок.

После обсуждения: проективное рисование «Рисунок несуществующего животного».

Сравнение этих рисунков с выполненными перед началом проекта показали, что у детей с низкой самооценкой она повысилась (рисунки  стали крупнее, ярче). Дети не используют черный и коричневый цвета. Коля С., ранее вообще отказывающийся рисовать, выполнил рисунок с воодушевлением.  По рассказам детей, почти все нарисованные существа – добрые (на начало года почти все были злыми). Во всех рисунках ярко проявилась фантазия, дети сами давали имена и подписывали рядом с придуманными существами. Многие рисовали не одно, а несколько существ.

 

Организованная деятельность:

Рисование: «Магический кристалл» (в рамках занятия по ФЭМП).

Лепка: «Динозавры».

Подвижная игра «Охотник и дикие звери»

 

В «Необитаемый остров» мы играем второй месяц, - а увлеченность детей только растет. Большое число занятий по лепке, аппликации, рисованию и ручному труду были проведены в рамках этого проекта. Даже дети, которые не умеют и не любят рисовать – с увлечением рисовали карту острова, охоту на  тигра, подводный мир и т.д. Все работы разные, потому что никто не диктовал детям, как и что делать. Например, на занятии по лепке мы делаем макет острова. Кто-то – пальму, кто-то – тигра, кто-то – себя верхом на жирафе.  Почему бы и нет? Ведь это не просто урок, это конструирование целого мира, космоса, подчиненного законам детской фантазии. Дети – не ученики, а творцы. Развитие ручной умелости, речи и мышления происходит при этом как бы само собой, незаметно и без всякой дидактики.

Все новое, что узнают на занятии, дети тут же используют в игре: знания о флоре и фауне жарких стран, о строительстве и сельском хозяйстве.

Но самое главное не афишируется и не озвучивается вообще: то, что идет развитие души,  эмоционально-волевой сферы, что дети учатся ответственности, дисциплине и сотрудничеству почти без вмешательства взрослых.

            В лагере две палатки: для мальчиков и для девочек. Дети проводят там много времени, уединившись или с кем-то из друзей. Я отлично помню, как любила в детстве спрятаться и помечтать в одиночестве. Маленький человек так редко бывает один на один со своим сердцем.  Игра «Необитаемый остров» в какой-то мере возвращает детей к естественному ритму жизни.

 

 

 

 

В «Необитаемый остров» мы играем второй месяц, - а увлеченность детей только растет. Большое число занятий по лепке, аппликации, рисованию и ручному труду были проведены в рамках этого проекта. Даже дети, которые не умеют и не любят рисовать – с увлечением рисовали карту острова, охоту на  тигра, подводный мир и т.д. Все работы разные, потому что никто не диктовал детям, как и что делать. Например, на занятии по лепке мы делаем макет острова. Кто-то – пальму, кто-то – тигра, кто-то – себя верхом на жирафе.  Почему бы и нет? Ведь это не просто урок, это конструирование целого мира, космоса, подчиненного законам детской фантазии. Дети – не ученики, а творцы. Развитие ручной умелости, речи и мышления происходит при этом как бы само собой, незаметно и без всякой дидактики.

Все новое, что узнают на занятии, дети тут же используют в игре: знания о флоре и фауне жарких стран, о строительстве и сельском хозяйстве.

Но самое главное не афишируется и не озвучивается вообще: то, что идет развитие души,  эмоционально-волевой сферы, что дети учатся ответственности, дисциплине и сотрудничеству почти без вмешательства взрослых.

            В лагере две палатки: для мальчиков и для девочек. Дети проводят там много времени, уединившись или с кем-то из друзей. Я отлично помню, как любила в детстве спрятаться и помечтать в одиночестве. Маленький человек так редко бывает один на один со своим сердцем.  Игра «Необитаемый остров» в какой-то мере возвращает детей к естественному ритму жизни.

 

День девятнадцатый. Спасение цветочной феи.

 

Прилетел орел с запиской, написанной тайными чернилами. После обработки раствором йода дети (с помощью воспитателя) смогли прочитать: «Спасите меня! Злой паук отравил меня, фею цветов, своим ядом и опутал паутиной. Меня можно расколдовать, только если каждый из вас совершит подвиг. Но этот подвиг не в том, чтобы кого-то победить, вы должны рассказать правдивую историю из своей жизни» (чернила – молоко, проявитель – раствор йода).  К письму прилагается карта (план группы с прилегающими помещениями), ориентируясь по которой, дети находят сундук, в котором злой паук охраняет фею.

Дети предлагают для спасения феи свои истории (детские рассказы представляют интерес для психолога как диагностический материал).

            Дискуссия: как победить паука? А может быть, он – заколдованный человек, и его нельзя убивать? (я рада, что дети сами пришли к этой идее)

Дискуссия переходит в сочинение увлекательной сказки о пауке и фее.

- Когда фея спала в своей кроватке, она кричала, и ее услышал паук. Он подкрался и опутал ее паутиной, а потом дал ей волшебного меда поесть. Он хотел, чтобы она превратилась в паука и стала его невестой. Но если фея съест чуть больше меда, она станет гигантским пауком и растопчет весь лес. Поэтому мы должны расколдовать ее. Для этого мы должны надеть волшебный ободок, превратиться в пауков, тихонько подкрасться и забрать фею. Или превратить паука в принца, чтобы он стал добрым.

- Мы сыграли на гитаре, и паук стал танцевать, ему было так весело, что он стал добрым.

Эпизод со спасением феи задумывался как  заключительный. После победы над злым пауком дети получили подарки и угощение. Но оказалось, что с полюбившейся игрой не так-то просто расстаться. По своей инициативе на следующий день дети стали развивать сюжет с феей, так что в итоге получилась целая сказка.

Карина сочиняет:

- Потом паук сказал: «Я больше не люблю принцессу, потому что она волшебница». Он просто боялся, что она уйдет. Но фея сказала:  «Не плачь, ладно, я буду с тобой жить». Она научилась делать паутину и ловить мух, а паук научился делать волшебство. Потом у них родились дети-пауки, но мама надела на них волшебный ободок, и они стали красивыми. Их было поровну, девочек и мальчиков. Девочки были мамины, а мальчики папины.

Наташа:

- Мы напоили паука волшебным медом, на нем было написано, что он волшебный, но паук же не умеет читать. Он выпил и стал добрым принцем. Только он был волосатым, как паук, и мы его немножко постригли и сделали крылья, чтобы он летал вместе с феей. Они построили себе домик среди цветов. За то, что мы ее спасли, Фея подарила нам волшебные летающие деньги. Когда расплачиваешься за что-то,  деньги улетают из магазина и возвращаются к тебе обратно, нужно только оставлять форточку открытой. Они маленькие, круглые, и жужжат, как жуки. Их родители – бумажные деньги.

Данила:

- Как-то раз паук и злая гусеница подрались из-за феи, и убили друг друга. Мы дали фее съесть увеличительное печенье, она выросла, и я на ней женился. Еще в том лесу жила сова, она была злая и всех ела. У нее был птенчик. Он тоже был злой, потому что его мама не любила, и он замерз, и у него не было игрушек. Мы взяли птенчика на остров, а сова улетела, и мы устроили для птенчика вечеринку, чтобы он развеселился и стал добрым.

 

            Организованная деятельность:

Рисование: «Спасение цветочной феи»

Подвижная игра  «Змея в зарослях»

 

 

 

Исполняется гимн отряда
Исполняется гимн отряда

 

День двадцатый. Дискуссия о добре и зле. Мониторинг.

 

В связи с придуманной сказкой о фее завязалась очень интересная дискуссия: «Что побеждает в реальной жизни, добро или зло?»; «Отчего люди бывают злые?»; «Как превратить злого человека в доброго?»

Заключительный вывод, сделанный самостоятельно детьми: «Злых нужно не убивать, а окружить их любовью и радостью, сделать их жизнь интересной. И тогда они перестанут быть злыми».

Я не буду  описывать всю дискуссию, пусть в каждой группе она прозвучит по-своему. Ведь вся прелесть этой игры в том, что ее, по сути дела, придумывают и разыгрывают дети,  у нее нет заранее расписанного сценария. Также нет и закрытого финала: в любой момент историю можно продолжить, придумать новые приключения и испытания.

           

 

Результаты диагностики

 

В конце учебного года, в мае, было проведено несколько тестов, призванных выявить динамику развития детей, особенно в областях «Коммуникация» и «Социализация», которые являются ведущими для проекта. Детьми были выполнены следующие тесты:

Определение уровня самооценки ребенка (тест «Лесенка»).

Обработка результатов теста показала, что все дети оценивают себя высоко, а также уверенны в том, что педагог хорошо к ним относится. На начало года тот же тест показал, что у 70% детей занижена самооценка.

Цветовой тест эмоциональных отношений.

Тест проводился после ряда бесед об эмоциях и чувствах и включал создание шкалы «приятные – неприятные чувства». Тест показал, что дети очень высоко оценивают свою группу, и особенно – игру в «Необитаемый остров» (выбранные цвета – желтый, розовый; чувства – радость, удовольствие).

Проективный тест «Рисунок несуществующего животного»

На начало года тест показал бедность воображения, недостаток графических навыков, высокий уровень агрессии у одних детей, и депрессии – у других, а также наличие внутренних конфликтов и фрустрации. Так, рисунок Вани М. был чрезвычайно мал, изображенное животное –  схематический рисунок человека, использованные цвета – черный и коричневый. В конце года Ваня нарисовал огромного робота, раскрасив его в яркие теплые цвета. Значит, самооценка ребенка повысилась, снизилось внутреннее напряжение. То же самое касается всех детей, страдавших выраженным комплексом неполноценности: Миша Ф., Саша Г., Рома М., Витя Ж.

Коля С., мальчик с деструктивными элементами  поведения, в начале года вообще отказывался рисовать. Выполненный в конце года тестовый рисунок показывает явный прогресс: мальчик дал название придуманным существам (их  несколько), ярко  раскрасил, пояснил, что они не злые. Тем не менее, рисунок выполнен с сильным нажимом (психическое напряжение), выбранные цвета (красный, черный и фиолетовый) говорят о внутреннем конфликте и определенном уровне агрессии. Другой проблемный мальчик, Данила М., хотя нарисовал снова монстра, выбрал для раскрашивания другие, теплые цвета, в беседе уточнил, что существо не злое.

Социометрия. На начало года опрос показал отсутствие взаимных выборов, наличие целой группы детей, которых никто не выбрал, что говорило о низком уровне сплоченности коллектива. К концу года взаимные выборы были более чем у половины детей, среди детей выделились наиболее популярные дети с тремя и более взаимными выборами.

Диагностика игровой деятельности показала, что к концу года большинство детей освоили сюжетно-ролевые, дидактические игры и игры с правилами, творчески используют в игре знания об окружающем мире, умеют развернуть совместную игру, охотно принимают участие в изготовлении атрибутов к игре, проявляют дружеские взаимоотношения, честность и справедливость в игре.

 

Итоги проекта «Необитаемый остров»

 

  • Дети развили важнейшее социальное чувство принадлежности к коллективу.
  • Они стали уравновешенней, повысилась  самооценка.
  • Научились открыто говорить о том, что  считают важным, и уважительно выслушивать друг друга.
  • Повысилась ручная умелость детей, развились их творческие способности.
  • Дети стали проявлять ответственность за свои поступки, свой вклад в общее дело.
  • Повысилась дисциплина и успешность детей на занятиях.

 

                        Главное преимущество методики – ее гибкость, вариабельность. Педагог всегда может изменить структуру занятия в зависимости от настроения группы, ее состава, необходимости проработать ту или иную психологическую проблему, технических возможностей, наконец.

Романтика приключений, подвигов, - это то, чего так недостает современным детям. К счастью, они не знают, что такое настоящая опасность, настоящее самопожертвование. Но разыгрывая ситуации, изложенные в этюдах, они не только канализируют свою потребность в активных действиях, но и учатся сопереживать, заботиться о других, учатся жить в коллективе.

            Наша игра закончилась эпизодом со спасением феи лишь потому, что наступил конец учебного года, и пора было подводить итоги. При других обстоятельствах игру можно было продолжить. У нее открытый финал. Любой педагог с живым воображением может направить ход игры по своему усмотрению. И это – тоже преимущество проекта «Необитаемый остров». Остров всегда ждет своих робинзонов и готовит их к новым подвигам.

            Что может быть важнее для педагога, для психолога, чем умение создавать вокруг себя атмосферу безопасности, симпатии, в которой, как цветок, раскрывается душа ребенка?

Детское послушание или непослушание, капризы и обиды - это ведь не проявления души, а лишь защитные ее реакции, маски, за которыми она прячется.

Внутренний мир ребенка так хрупок. Он боится не столько гнева взрослых, сколько унижения, насмешки, неприятия.

Я вижу, что к моменту завершения проекта дети сильно изменились. Маски сброшены, они стали собой. Как драгоценные светильники, в которых, наконец, зажегся свет. И я их всех люблю, даже самых "проблемных", и особенно их.  Они были словно драконами, которые защищали свои сокровища. И многие видели в них только маленьких монстров. Но охраняемое сокровище - это душа. Напрягая все свои силы, мальчики держали оборону от враждебного мира. Но здесь, в стенах группы, внутри дружного отряда, этого можно не делать. Здесь безопасно. Здесь - круг света, где можно быть собой настоящими. И мне, и им. И это - самая важная моя победа, как педагога.

 

 

 

Ура, мы победили!
Ура, мы победили!
Комментарии: 0