День шестой. Карта острова. Этюд «Ванюша и обезьяна».
Разведчики осматривают весь остров, потом рисуют карту. Посреди острова, оказывается, есть гора с потухшим вулканом. Еще есть болото, а неподалеку – другой остров, и на нем живут индейцы.
Каждый рисует свою карту, помещая на ней себя и своих лучших друзей. Тоже форма социометрии.
Этюд: Ванюша познакомился с обезьяной, ушел с ней в лес и заблудился. Несмотря на то, что Ванюша был скорее обузой, чем помощником в лагере, отряд без колебаний отправился на его поиски, и это говорит, что сердца у них добрые. Функция нарушителя (трикстера) переходит к обезьяне.
Стало ясно, что избранный командир – безусловный лидер, инициатор и организатор сюжетно-ролевых игр. Костяком отряда стали его друзья-охотники, тоже активные ребята. Следующие эпизоды, в которых Ванюша попадает в беду, были придуманы специально, чтобы подтолкнуть к выбору остальных, более пассивных детей.
Сказка на ночь: «Цыпленок и звезда»
Жил-был один цыпленок. Ему захотелось научиться летать. Он учился-учился и стал человеком. Но люди требовали, чтобы он нес золотые яйца. Тогда мальчик-цыпленок убежал. Как-то раз он шел ночью по полю и вдруг увидел падающую звезду. Он подбежал и увидел звезду. У нее откололся уголок. Он заклеил звезду скотчем и они подружились. Звезда рассказала свою историю: она гуляла по небу, поскользнулась и упала. Так она оказалась на Земле. Звезда была волшебная. Она умела превращаться. Когда из курятника убежала курочка, и ее поймали волки, звезда сама превратилась в волка и унесла курочку обратно в курятник. Звезда помогала мальчику делать уроки, исправляла ошибки.
Организованная деятельность:
Рисование карты острова.
Подвижная игра «Охотник и дикие звери»
День седьмой. Этюд «Зловредная обезьяна».
Ваня и обезьяна пошли на речку купаться, нарушив правило лагеря: не уходить за территорию поодиночке. Дети кричат: «Не ходи с этой обезьяной, она плохая, она тебя бросит!» Но Ваня слишком мал, его не берут в охотники, с девочками готовить обед ему скучно. На берегу друзья нашли странные звенящие яйца, стали ими бросать друг в друга. Это были яйца крокодила, и мама-крокодил выползла на берег, чтобы наказать обидчика. Обезьяна забралась на пальму, а Ваня остался на берегу. Обезьяна могла бы помочь Ване, но она боится. Ваня зовет на помощь. Отряд предполагает, что поможет командир. Но я возражаю: командир с отрядом разведчиков далеко и не слышит. В лагере остались самые робкие мальчики и девочки. Кто поможет малышу, рискуя своей жизнью? Оказалось, что даже в игровой ситуации робким детям трудно проявить храбрость. Но среди девочек выявился еще один лидер, Соня, ставшая потом соперницей командира в борьбе за власть.
Сказка на ночь: «Иван царевич и огненный дракон»
Жили-были дед и баба, был у них сын Иван Царевич. Баба умерла, а деда унес дракон. Иван Царевич пошел искать своего папу. Один знакомый орел перенес его в пещеру. Там было темно и мокро. Иван Царевич увидел что-то рыжее. Это был огонь дракона. Если посмотреть дракону в глаза, то умрешь. Иван Царевич знал об этом, он, не глядя, размахнулся и отрубил голову дракона, и спас своего папу. И они вернулись домой.
Организованная деятельность:
Рисование: «Превращения грибочка»
Подвижная игра «Два отряда»
День восьмой. Опыты с силами природы. Изготовление посуды.
Этюд: Как-то раз обезьяна и Ваня, гуляя по лесу, наткнулись на запутавшегося в колючих кустах олененка. Обезьяна советует убить его, чтобы стать настоящим охотником. Как должен Ваня поступить?
Все ребята выступили за то, чтобы олененка не убивать, а отпустить. Кто-то предлагает: «Может быть, привести его в лагерь, пусть у нас живет?» «Нет, - отвечают остальные, - мама будет его искать, и отомстит за своего детеныша».
Опыты с силами природы:
Химический опыт: дети наблюдают за реакцией между пищевой содой и уксусом, с выделением углекислого газа.
Опыт с горением: под стеклянным колпаком свеча гаснет, потому что кончается кислород. Вода в стакане поднимается, соединяясь с углекислым газом.
Рассказ о молекулярной структуре вещества, о «дружбе» и «вражде» между молекулами, о выделении энергии при реакциях.
Опыт с электричеством: наэлектризованная расческа притягивает мелкие клочки бумаги.
Опыт с магнетизмом: магнит притягивает мелкие железные предметы, но не воздействует на другие материалы (пластик, стекло, дерево).
Сделать вывод: исследовать мир – это очень увлекательно, гораздо интереснее, чем охотиться.
Кроме опытов, в этот день дети трудились, не покладая рук: лепили глиняную посуду, изготавливали пальмовые листья, вырезая их из больших листов картона, раскрашивая и прикрепляя к стволу пальмы.
Сказка на ночь: «Бабочка-любовь».
Жила одна бабочка, и она подружилась с жуком. Однажды она увидела красивый цветок, села, а цветок взял и захлопнулся как капкан. Бабочка позвала на помощь, и жук разрезал цветок и освободил бабочку. И тогда из цветка выпали муравьи. Они были шутники и притворились злым цветком.
Организованная деятельность:
Сообщение Наташи. «Из истории гончарного ремесла. Производство керамики и фарфора».
Лепка из глины: «Посуда»
Ручной труд: «Тропические пальмы».
Исследовательская деятельность: естественнонаучные опыты.
Подвижная игра «Крокодилы и охотники».
День девятый. Символика отряда. Правила отряда.
Дети достаточно сдружились, чтобы выбрать для своего отряда название, изготовить флаг и участвовать в сочинении гимна. Гимн поется на мотив известной детской песни «Наша Родина сильна».
Название отряда: «Тигры и бабочки»
Девиз: «Один за всех, и все за одного»
Флаг: желто-сине-фиолетовый
Гимн:
Есть у нас оружье,
Стрелы и мечи.
Мы отрядом дружным
Охотимся в ночи.
Припев:
А дозорные сильны,
Охраняют нас они,
Охраняют нас они.
Нас ведет в разведку
Храбрый командир.
Тигры и медведи
Ждут нас впереди.
Правила: Всегда помогать друг другу, не ссориться, не лениться, быть смелыми, не жаловаться, не ябедничать.
Сказка на ночь: «Разные яйца»
Жила-была курочка. Она высиживала яйца. Из одного родился гусенок, из другого утенок, а из третьего цыпленок. Мама посмотрела, что дети не такие, и выгнала их, только цыпленка себе оставила. Те двое ушли в лес. Там их встретил волк. Но он был добрый и вернул их настоящим мамам: утке и гусыне. Потом они все выросли и стали папами. Цыпленок тоже стал папой, потому что ему не понравилось быть девчонкой, потому что папы главные.
Организованная деятельность:
Изготовление макета «Необитаемый остров»: лепка с элементами рисования и аппликации.
Подвижная игра «Не упади!»
День десятый. Этюд «Ловушка».
Обезьяна рассказала Ване, что тигр устроил засаду на тропе, по которой ребята ходят за водой. Когда они будут идти мимо, тигр спрыгнет и убьет кого-нибудь. Ваня хочет сообщить ребятам, но обезьяна его отговаривает: «Они злые, так им и надо». Ваня все же сообщает про коварный план. Он боится Коли, да и других охотников, поэтому тихонько рассказывает Даше (самой робкой девочке). Даша отказывается принимать участие, но через какое-то время информация все же доводится до командира. Мальчики принимают решение.
Довольно скоро определились три группы детей: инициативные, готовые к любым приключениям; пассивные, склонные следовать за другими, и избегающие вообще всякого участия в делах отряда.
Этюд «Ловушка» был задуман, в том числе и для того, чтобы включить в общую игру Дашу. Увы, в этот раз девочка не смогла преодолеть свою застенчивость.
Ванюша хочет молока. Где нам взять молоко? Дети предлагают варианты. Как готовятся молочные продукты? Вопрос к девочкам: как они будут готовить еду? Может быть, стоит посадить огород? Что там будет расти? Как ухаживать?
Сказка на ночь: «Волки-белки»
Жили-были две девочки, одна старшая, другая младшая. Папы у них не было, а потом и мама умерла, и остались они одни. Пошли они как-то в лес. Тут их увидела лиса.
- Что вы делаете здесь, маленькие девочки? – спросила она.
- Мы идем кормить белочек волшебными орешками, - ответили сестры.
- Ну что ж, счастливого вам пути! – притворилась вежливой лиса, а сама побежала к волку и рассказала ему все. Тогда волк велел белочкам не брать у девочек угощение. Но белочки не послушались. Они съели волшебные орешки и превратились в добрых волков. Белочки всегда мечтали стать волками и быть сильнее всех. Эти волки подружились с девочками и стали их защитниками. Они защищали девочек от хищников и помогали искать еду. А девочки лепили для волков-белок игрушки из глины. Так они жили дружно.
Организованная деятельность:
Подвижная игра «Один в джунглях»