Доклад на научно-практической конференции

 

Я работаю учителем начальных классов. Именно к нам приходят первоклашки, которые потом станут гордостью школы, будут побеждать в олимпиадах, получат высокие баллы на экзаменах и поступят в лучшие вузы. А может быть, не станут, может, сломаются и ничего не добьются. Что сделать, чтобы мотивационная одаренность не угасла, чтобы ученик реализовался  и был успешен не только в старших классах, но и потом, во взрослой жизни? Статистика показывает, что успеваемость в школе не слишком коррелирует с успешностью человека в жизни.  А коррелирует с ней некий иной фактор, который исследователи назвали эмоциональным интеллектом. Именно об этом я и хочу поговорить.

Кто-то может подумать, что эмоциональный интеллект – это способность переживать эмоции. Нет.  Эмоции переживают все. Но не все могут осознать и назвать чувства, которые они испытывают.  Далеко не все могут понять, какие чувства испытывает их  собеседник, какие мотивы им движут. А самое главное – не все способны действовать, исходя из этих знаний, а не под влиянием импульса. Именно эти способности входят в понятие эмоционального интеллекта.

Эмоциональное развитие детей часто отстает  от интеллектуального, особенно в случае одаренных, мотивированных к учебе детей. Поэтому они зачастую менее адаптированы к школе, чем другие дети. Ситуация младшего школьника вообще очень сложна с психологической точки зрения. Вдумаемся: каждый день он вынужден приходить в шумное, многолюдное здание школы, проводить время в занятиях, которые ему часто неинтересны (ну что интересного может быть в спряжении глаголов или умножении  чисел?), общаться со сверстниками, с которыми вне школы он, возможно,  не стал бы даже знакомиться…

Младший школьник остро нуждается в признании. Ему нужно, чтобы его любили родители, учителя, одноклассники. Ради этого он старается хорошо учиться, следует школьным правилам. И этого вполне достаточно для учителя. А вот со сверстниками построить отношения гораздо сложнее. Здесь дети ранжируются уже не по знаниям, а по умению общаться, быть интересными, активными, обаятельными.  Кому-то эти умения даются от природы, но для большинства являются проблемой и причиной конфликтов. Причин этому несколько.  Дети, во-первых, не осознают своих чувств, мотивов своих действий; во-вторых, не распознают эмоции других детей; в третьих, не способны выбрать стратегию, приводящую к успеху без конфликта. Поэтому учитель то и дело слышит: «А он меня дразнит!», «Она сломала мой карандаш!», «Они к нам пристают!»

Может показаться, что это мелочи. Но из-за этих мелочей школа для некоторых детей превращается в  наказание. Их обзывают, задирают, а они не могут ничем ответить. Если ребенок, в конце концов, не выдержит и даст обидчику сдачи, возможно,  его же сочтут виноватым и накажут. Но и тот, кто задирает других, находится не в лучшей ситуации. За его поведением чаще всего стоит горькое чувство  неуспешности, зависть к другим и желание хоть как-то привлечь к себе внимание. Часто не умеют строить отношения с другими  ученики, чье детство прошло в разных кружках и секциях, где отношения были формализованными. Они хорошо общаются с взрослыми, но не со сверстниками.

В первом классе дети только притираются друг к другу. Но если во втором и третьем классе у ребенка нет друзей, это значит, в школе ему плохо. А значит, большая часть его энергии уходит не на овладение новыми знаниями, не на творчество, а на попытки отстоять свои границы и хоть как-то наладить отношения. То есть, неразвитый эмоциональный интеллект приводит постепенно к снижению успеваемости даже у способных детей.

Поэтому в работу учителя начальных классов с первого класса должен быть вплетен элемент психологического просвещения. Внеурочных занятий для этого недостаточно, нужна системная работа. Я ее провожу, и она состоит из нескольких частей. Это:

1.Принимающее наблюдение

2.Психологические тесты

3.Проективное литературное творчество

4. Внеурочные  занятия по психологии

5.Индивидуальная работа

                1. Принимающее наблюдение

Под принимающим наблюдением я понимаю доброжелательный, искренний интерес учителя к детям. Для них это то же, что лучи солнца для живой природы. Лучи нашего внимания наполняют детскую жизнь, делают ее осмысленной и важной. Ребенок получает урок: его мысли, чувства, желания – все это имеет значение. И наоборот, если взрослые  обращают внимание лишь на  достижения и промахи ребенка, он начинает думать, что его внутренняя жизнь ничего не стоит. Наблюдение включает в себя также отклик учителя на конфликтные ситуации и проблемы детей, выслушивание каждой стороны конфликта с позиции принимающей педагогики, называние учителем чувств, испытываемых ребенком.

2. Психологические тесты

Дети, да и взрослые обожают проходить такие тесты – ведь  они узнают что-то новое о себе! Для младших школьников лучше всего подходят  рисуночные методики: «Дом-дерево-человек», «Моя семья», «Несуществующее животное», «Зоопарк», «Цветные домики», «12 животных», «Кактус», психогеометрические тесты. На моем сайте «Лепная сказка» приведены многие методики с детскими рисунками и примерами интерпретации. О результатах теста я сообщаю только лично ребенку и только ту информацию, которая полезна для его развития.

3.       Проективное литературное творчество

Это те задания, которые дети получают на уроках русского языка, литературного чтения и на внеурочных занятиях. Я предлагаю сейчас провести небольшой практикум и выполнить некоторые задания, которые получают дети. Все они направлены на развитие самосознания.

 

Первое задание – акроним. Запишите на листе вертикально свое имя. К каждой букве имени допишите  буквы, чтобы получилось прилагательное, описывающее вас. Записывайте первые пришедшие на ум. А потом проанализируйте, почему выбрали именно эти. Татьяна –  требовательная или тревожная? Нина – настойчивая или невнимательная?

 

Второе задание. Закончите предложения: «Я мечтаю…», «Я люблю…», «Я не люблю…» Пишите быстро, пока не запустился процесс рационализации.

 

Третье задание. Разделите лист вертикально надвое.  В первой части вверху напишите: «Я люблю себя за то, что…» - и в столбик пишите, за что.  В правой части запишите «Меня критикуют за то, что…» - и заполните. Так определяется уровень самооценки ребенка и степень осознания им качеств своего характера. Некоторые дети показали низкую самооценку. И мы на следующем уроке вместе с классом назвали те положительные качества, которые они в себе не видят, и тем самым помогли им более позитивно оценить себя.

 

Четвертое задание. Дай два определения, научное и поэтическое, следующим понятиям. Например: мужество, честность, лень, дружба. Дети дают иногда очень интересные определения. Например: Мужество – это когда человек находит в себе силу быть честным.

Пятое задание. Сочини свою сказку. Герой сказки всегда сам ребенок, даже если он будет это отрицать. Сюжет сказки – это набросок жизненного сценария ребенка. Если в сказке герой побеждает и достигает успеха – значит, сценарий позитивный. Если в сказке герой погибает, значит, у ребенка проблемы и надо с ним работать индивидуально. Надо найти у него сильные стороны и помочь ребенку на них опереться, чтобы в итоге изменить сценарий. Сказки у меня дети пишут с первого класса. Это очень эффективная методика.

 

Шестое задание. Дается в конце учебного года в 3-4 классе. Оглянись назад и подведи итоги: чему ты научился за этот год? Как ты считаешь, в каком направлении  движешься – вверх или вниз? Что в себе ты хотел бы изменить?

Я не буду перечислять все задания, потому что их очень много. Некоторые  тесно переплетены с темами предметных уроков.

 

2.       Внеурочные занятия по психологии

Внеурочные занятия по психологии  я веду в соответствии с курсом  «Тропинка к своему Я» О.В. Хухлаевой, который переработала. В психологии есть ряд важных практических умений, которыми ребенок должен овладеть.

Во-первых, научиться различать ощущения, эмоции и мысли. Вот сейчас прикройте глаза, прислушайтесь к себе. Что вы ощущаете? Жесткость сидения, ноющую боль в пояснице или в шейном отделе позвоночника, к примеру. Теперь, что вы чувствуете? Скуку? Интерес? Радость, что наконец наступили каникулы? А теперь что вы по этому поводу думаете? Или вы думаете о посторонних вещах? Вот так дети учатся дифференцировать эти три аспекта психики.

 

Следующая важная тема – потребности, которые нами движут. Конфликты между ними. Вот известная всем пирамида Маслоу. Пока не удовлетворены базовые потребности, ресурсов ребенка не будет хватать на то, чтобы стремиться к чему-то более высокому. Если ребенка задирают, дразнят, критикуют, он не чувствует себя в безопасности. Если ребенку на уроке жарко, все его мысли сосредоточены на этих ощущениях, а не на учебе. Детям я, конечно, рассказываю в простой понятной форме.

 

Следующая тема – определение внутренней позиции. Это базовое отношение к себе и миру. Обычно ребенок копирует его у родителей. Есть четыре варианта: Я+ и люди, Или Они-, Я- и  Они+,  Я- и Они-, Я+ и Они+. В первом случае мы видим эгоиста, который превыше всего ставит себя, на остальных смотрит свысока. Во втором – ребенка с комплексом неполноценности, который старается всем угодить; в третьем –  ребенка в состоянии депрессии, которому нужна наша помощь. И лишь в четвертом варианте - гармоничную личность, которая способна ценить и себя и других.

 

Есть еще много очень важных тем, которые мы разбираем с детьми, и которые помогают им становиться более осознанными, понимать себя и других. Все перечислить сейчас просто невозможно. Мы с ребятами готовим несколько роликов-скетчей по практической психологии, которые будут полезны и взрослым и детям. В них дети разыгрывают и разбирают обычные детские конфликты, и выбирают правильную стратегию поведения. Ролики будут выложены на ютубе на нашем канале Лепная сказка.

 

 

Я надеюсь, что  опыт, которым я поделилась, будет вам полезен. В заключение хочу сказать: я убеждена, что без понимания себя и других людей невозможно стать не то что успешным, но и просто благополучным человеком. Поэтому развитие эмоционального интеллекта – очень важная часть общего развития личности. Я даже надеюсь, что когда-то в школьную программу будет введен предмет «Практическая психология».