Портрет твоей души


 

            - Давайте сядем и помолчим. Когда мы молчим и прислушиваемся к себе, мы становимся такими, какие мы есть на самом деле. Мы не притворяемся послушными, как на занятиях, не притворяемся обиженными, как с мамой, когда хотим добиться новой игрушки, не притворяемся злыми и смелыми, чтобы нас приняли в игру. Мы просто такие, какие есть, настоящие, честные. Скажите,  что вы чувствуете?

            Ребенок:

            - Я слышу, как бьется сердце.

            - Да. Но не только. Вот я чувствую в груди что-то теплое, спокойное, как будто это место, куда можно спрятаться от всех, где тихо и хорошо.

            Дети:

            - Как будто там кто-то живет.

            - Кто же? Может быть, это наша душа? Как вы думаете, на что она похожа?

            Дети затрудняются ответить, и я продолжаю:

            - Мне кажется, она как сияющий цветок, который хочется защитить от ветра, снега и зла. Но это только для меня. Для кого-то из вас душа будет маленьким котеночком, или щеночком, или, может, могучим драконом. Возьмите волшебные карандаши (восковые мелки) и нарисуйте то, что вы видите, когда думаете о себе. А потом раскрасьте весь лист акварельными красками, яркими, веселыми, или грустными, как вам хочется.

 

            Несмотря на простоту формы, в занятии заложено очень многое, чего и не расскажешь детям. Этот теплый свет в душе – наша индивидуальность, основа личности. Когда, подражая очередному кумиру, мы удаляемся от своего центра, на душе делается темно и скучно.

Не все дети чувствуют покой и умиротворенность, обращаясь внутрь себя. Некоторые испытывают раздражение, тревогу, желание скорее заговорить, чем-нибудь заняться. Почему? К 5-6 годам у человека накапливается достаточно много душевных травм, незаметных для взрослых. Врачи отмечают,  что патологические, с асфиксией плода, роды приводят впоследствии к формированию  негативных черт в характере и к отставанию в интеллектуальном развитии. Связь между этими фактами не механическая. Тяжелые роды воспринимаются маленьким человеком как доказательство того, что мир жесток, страшен, агрессивен. Отсюда пол шага до идеи: я зря родился, лучше бы мне умереть. Это не осознается довольно долго, но проявляется в сложном характере, или слишком грубом, злом, или слишком робком, в подверженности  хроническим болезням.

            Дети, которые приходят в старшую группу, особенно логопедические дети – уже проблемные, с испуганной душой, которую педагог постарается исцелить.

 

            Каковы же были результаты проведенного на занятии проективного теста? Большинство детей нарисовали светлый цветок на красном, синем или  зеленом поле. Некоторые – домик как символ убежища. На вопрос, кто живет в домике, отвечали: «мама и папа, бабушка, к которой уеду на каникулы». У  двух детей с выраженной чувствительностью, обидчивостью домик был без окон и дверей. Чтобы никто не вошел и не обидел. У проблемного агрессивного мальчика в домике жила Баба-Яга. Самым показательным был рисунок танка во весь лист. Автор умен, хорошо рисует, но отягощен как наследственным фоном, так и влиянием неблагоприятной среды. Эти два мальчика испытывали явный дискомфорт при просьбе сосредоточиться на своем внутреннем «я».

Наконец, одна девочка нарисовала пейзаж без всякого объекта, то есть закрасила лист в зеленые и голубые тона. Она очень робкая и неуверенная в себе на занятиях. Что за этим стоит? Может быть, нежелание взрослеть? Пока не знаю.

 

 

Комментарии: 0