Сказкотерапия. Статья из журнала "Справочник педагога-психолога", №4 2015.

 Коррекционная и развивающая работа

Гармонизация личности

расторможенных детей

с помощью сказкотерапии

С.В. Марковская,

педагог МБОУ "СОШ №6",

г. Мытищи, Московская обл.

В последние годы в дошкольные организации поступает все

больше детей, в поведении которых расторможенность па-

радоксальным образом сочетается с повышенным уровнем

общей тревожности и страхами. Одним из направлений деятель-

ности по гармонизации личности таких детей является сказкоте-

рапия – метод, использующий сказку для интеграции личности

ребенка, развития его творческих способностей, совершенство-

вания взаимодействия с окружающим миром. Под сказкотерапией

часто подразумевают лишь работу над фольклорными и терапев-

тическими сказами с последующей их иллюстрацией и драматиза-

цией. На базе МБДОУ № 56 «Малыш» в рамках этого метода детей

6–7 лет обучают непосредственно литературному творчеству.

Работа проводится в коррекционной группе.

Сказочная история, которую сочиняет ребенок, по сути своей

близка к фантазиям и снам и является продуктом бессознатель-

ного. В таких историях очень сильно выражен элемент проекции,

отождествления. Герой сказки – сам ребенок, сказочная исто-

рия – это драма его внутренней жизни. Если взрослый писатель

может отделить себя от личных переживаний и пристрастий

и создавать произведения в соответствии с логикой и замыслом,

то ребенок еще не способен на это. Фантазии вырываются из него,

как пар из кипящего чайника, иногда забавные, иногда вызываю-

щие тревогу.

Работа над авторской сказкой позволяет развивать художественное воображение, эмоциональную сфе-

ру, необходима для овладения речью

не просто как средством общения,

авторская сказка является

прекрасным диагностическим

и гармонизирующим детскую

психику инструментом

№4, 2015 7

но и как средством художественной выразительности. Кроме

того, авторская сказка является прекрасным диагностическим

и гармонизирующим детскую психику инструментом.

В работе используются следующие приемы и методы:

•• сочинение историй (коллективных и авторских);

•• рефлексивный анализ, обсуждение;

•• игра-драматизация;

•• моделирование сказочного мира;

•• лепка и рисование по придуманным сказкам;

•• инсценировка и изготовление атрибутов к спектаклям.

В 2013 г. по мотивам коллективно придуманной сказки был по-

ставлен яркий и необычный спектакль «Драконий остров», кото-

рый шел на сцене районного Дворца молодежи и в музыкальном

зале детского сада. Все атрибуты и декорации к спектаклю были

изготовлены самими детьми.

Сказки, сочиненные воспитанниками МБДОУ № 56 «Малыш»,

резко отличаются от бесхитростных историй других детей. Они

не умиляют, а скорее пугают взрослых. Почему? В коррекционной

группе подбор детей достаточно специфичен, но этот фактор

не столь важен. Самое главное, что эти дети не испытывают по-

требности закрывать свой внутренний мир от педагога, они до-

веряют ему и потому открыто выражают свои фантазии, тайные

желания и страхи. В группе создана особая психологическая ат-

мосфера: любого ребенка принимают таким, какой он есть. Дети

чувствуют, что педагог относится к ним с уважением и интересом,

высоко оценивает их творчество, и с радостью делятся своими

открытиями, свободно говорят на лю-

бую тему и без опасений выражают соб-

ственное мнение. Они знают, что при-

думанные ими истории не будут

подвергнуты критике.

Мир детской души совсем не так

безмятежен, как часто ошибочно дума-

ют взрослые. Порой дети испытывают

очень сильные чувства. Это и страх за свою безопасность, и враж-

дебность по отношению к взрослым, которые ущемляют их сво-

боду, и любовь, и жажда власти. Детские неврозы и отклонения

К сведению

Главное в сказкотерапии – не по-

лучить правильный, «причесан-

ный» литературный продукт,

а дать ребенку возможность

овеществить, выразить то, что

скрыто в его подсознании

8 Коррекционная и развивающая работа

в поведении чаще всего возникают

из-за конфликта между требования-

ми, предъявляемыми к ребенку, и его

бессознательными импульсами.

Главное в сказкотерапии – не по-

лучить правильный, «причесанный»

литературный продукт, а дать ребен-

ку возможность овеществить, выра-

зить то, что скрыто в его подсознании.

В процессе такой вербализации поток

негативных образов из подсознания

теряет свою энергию, образы осоз-

наются и интегрируются в сознание.

За счет этого психика ребенка при-

ближается к целостности и гармонии,

а педагог получает бесценный диа-

гностический материал, который по-

могает ему правильно строить воспи-

тательную работу с каждым ребенком.

Методика сочинения сказок

На первом году обучения используется метод карточек-пикто-

грамм – символических рисунков, значение которых основано

на часто повторяющихся элементах волшебной сказки. Пикто-

граммы в схематическом виде изображают следующие повторя-

ющиеся элементы сюжета:

•• исход героя из отчего дома;

•• запрет и его нарушение;

•• вмешательство злых сил;

•• помощь друзей;

•• получение волшебного дара или помощника;

•• испытания героя;

•• волшебные превращения;

•• битва со злом;

•• победа добрых сил над злыми.

Изобразительный ряд пиктограмм прост, лаконичен и разра-

ботан с участием самих детей.

Идея пиктограмм позаимствована нами у В.Я. Проппа, который

в работе «Исторические корни волшебной сказки» предложил

Книга сказок

№4, 2015 9

для анализа некоторых сказок понятие функции как универсаль-

ной единицы сказочного сюжета. Слушая и пересказывая сказку,

дети выкладывают с помощью пиктограмм ее схему или выпол-

няют обратное действие – по предложенной схеме восстанавли-

вают сюжет известной сказки. Делается это следующим образом:

на столе рассыпан весь набор пиктограмм. Ребенок выбирает

карточку, которая, по его мнению, подходит к конкретному эпи-

зоду, выкладывает на магнитной доске и рассказывает свою часть

сюжета. Так, один за другим, дети моделируют и пересказывают

всю сказку.

При сочинении сказки по схеме происходит обратный про-

цесс: дети на основании имеющегося в памяти багажа сказок

предлагают к каждой пиктограмме свое развитие сюжета, пере-

нося действие сказки в современный мир и меняя царевичей

и василис на обыкновенных ребятишек.

Таким образом, введение пиктограмм развивает символи-

ческое мышление, позволяет проводить планомерную работу

над раскрытием структуры сказки как жанра, развитием речи

детей.

На втором году обучения осуществляется переход от литера-

турной импровизации по мотивам традиционной волшебной

сказки к сочинению коллективных и авторских историй, сюжеты

которых задают сами дети, без опоры на пиктограммы, но с опо-

рой на внутреннюю потребность в проговаривании того или ино-

Выставка книг

10 Коррекционная и развивающая работа

го тревожащего их мотива. Авторские сказки такого рода по фор-

ме ближе всего к сновидению и с литературной точки зрения

уязвимы для критики. В процесс сочинения авторских сказок

педагог не вмешивается – только записывает по просьбе ребенка

сочиненную им историю.

Другое дело – коллективные сказ-

ки. Они требуют больше времени,

иногда начатую сказку дети заканчи-

вают лишь через несколько недель,

потому что намеченный конфликт

никак не удается разрешить. Создание таких сказок должно

координироваться педагогом, например, путем предъявления

требования по поводу большей достоверности, разработки

диалогов, описаний, логического развития событий и, конечно

же, счастливого конца. Обычно такие сказки начинаются с обра-

за, вызывающего тревогу у одного из детей. Так, сказка «Черный

стул», о которой пойдет речь далее, началась с идеи мальчика

В. о черном стуле, с которого исчезают дети. В их исчезнове-

нии повинен призрак. Поскольку никто долго не мог придумать

причину действий этого странного персонажа, сюжет довольно

быстро зашел в тупик.

Однажды во время беседы о родном городе дети узнали о том,

что во время войны в здании их детского сада жили фашисты.

Они сожгли во дворе все детские игрушки. Самих детей удалось

спасти, но многие взрослые защитники погибли в бою. Этот мотив

тут же был использован для развития сказочного сюжета. В итоге

справедливость восторжествовала, герои сказки были спасены,

а пугающий призрак оказался совсем не злым.

Эмоциональный заряд, заключенный в сюжете сказки, был

отыгран через драматизацию: отряд храбрых мальчиков снова

и снова отправлялся спасать своих друзей, роль призрака ис-

полнял педагог.

В 2014 г. сказка «Черный стул» стала лауреатом Всероссийского

литературного конкурса «Волшебное слово» и прозвучала в эфи-

ре радиостанции «Эхо Москвы».

Приведем текст сказки.

Авторские сказки по форме бли-

же всего к сновидению и с лите-

ратурной точки зрения уязвимы для критики



Черный стул*

В одном детском саду в музыкальном зале стоял черный стул. На не-

го сажали тех детей, которые не слушались. Однажды туда посадили

мальчика, а к концу занятия выяснилось, что он исчез. Его долго ис-

кали, но так и не нашли. Через какое-то время туда снова посадили

мальчика, и он тоже исчез.

У этого мальчика был друг, его звали Артем. Ему приснился сон.

Он увидел мрачное подземелье, и в нем своего друга, который звал на по-

мощь. Артем подумал, что этот сон говорит правду, и рассказал его сво-

им друзьям. Ребята решили, что подземелье из сна – это подвал детского

сада, и решили сходить туда самим и проверить. Как-то раз они взяли

с собой фонарь и спустились в подвал. Там было темно и страшно, по-

всюду висела паутина и бегали крысы. Но мальчики храбро шли вперед.

В самом углу, у стены, они увидели связанных детей. Они спали.

На руках у них были странные кольца. Артем развязал их и снял коль-

ца, и тогда дети очнулись. Они сказали, что нужно бежать, потому что

скоро вернется призрак и поймает их. Артем с фонарем вывел всех

из подвала, и они вернулись в группу. Там они рассказали, что с ними

случилось. Оказывается, на любого, кто садился на черный стул, при-

зрак надевал одно из своих волшебных колец, и он становился невиди-

мым. Невидимых детей можно было увидеть только в темном подвале.

– Призрак рассердится, что мы убежали, и будет мстить, – сказали дети.

– Мы должны выяснить, что ему надо, – предложил Артем.

И дети решили снова спуститься в подвал. Призрак ждал их. Он был

зол.

– Вы фашисты, я вас убью! – закричал он на детей.

– Мы не фашисты, мы русские, – ответили дети.

Они стали расспрашивать, и тогда призрак рассказал свою историю.

Во время войны он был охранником в детском саду. Когда пришли нем-

цы, спрятал детей в подвале, а сам пошел воевать. Его поймали и стали

допрашивать, где дети, но он ничего не сказал. Потом он убежал и стал

призраком. С тех пор, когда видит детей на черном стуле, он старается

их спасти и спрятать в подвал.

Тогда дети объяснили, что война давно закончилась и фашистов побе-

дили. Потом они рассказали всё взрослым. Черный стул сожгли, смелых

детей наградили, а призрак обрадовался и отправился в путешествие.

* З десь и далее сохранен стиль авторов. –

Примеч. ред.

12 Коррекционная и развивающая работа

Попробуем истолковать эту историю так, как обычно интер-

претируют сны*.

Сказка заканчивается катарсисом: дети не только освободили

своих друзей, но и помогли призраку. Они нашли достаточно убе-

дительную мотивацию его поступков, и теперь призрак вызывает

уже не страх, а сочувствие. Как понять мотив с «исчезательным»

стулом? Вероятно, мальчику В., который озвучил идею, довелось

на нем посидеть, т. е. быть наказанным во время музыкального

занятия. Представьте себе: вся группа поет или танцует, а вы си-

дите в углу, и на вас никто не обращает внимания. Вас будто вовсе

не существует, вы исчезли! Очень неприятное, наверное, чувство.

Позднее, при сочинении авторских сказок, выяснилось, что В.

действительно испытывает страх перед призраками. За этим об-

разом скрывалась недифференцированная тревога, которая про-

являлась в поведении мальчика через робость, застенчивость,

чрезмерную привязанность к матери.

Дети долго обсуждали, каким путем друзья могли получить

сведения об исчезнувших детях. Остановились на вести из сна как

наиболее правдоподобной. Образ храброго Артема придумывал

уже другой воспитанник – К., мальчик с активной жизненной по-

зицией. Именно таким хотел бы стать В., автор идеи этой сказки.

Придумывая за него счастливый финал, дети тем самым показы-

вали мальчику пример другого, более позитивного отношения

к жизни.

Спуск в подвал обычно интерпретируется как обращение

к подсознанию. Именно там скованы «кольцами сна» силы дет-

ской души.

После освобождения детей сказку вполне можно было закон-

чить, однако педагог настоял на продолжении. Элемент бессозна-

тельных страхов следовало освободить от негативной энергии,

«осветлить». В конце сказки призрак удовлетворен. Теперь он уже,

пожалуй, вовсе и не призрак, а обычный человек. Черный стул со-

жжен, дети получили награду – освободились от тревоги и страха.

* Н е являясь специалистом в психотерапии, автор никоим образом не претендует на исчерпывающий анализ, однако он хорошо знает характеры сочинителей и обстоятельства, сопутствующие сочинению данной сказки. – Примеч. ред.


Анализ детских авторских сказок

Проанализируем еще несколько детских сказок. Их авторы – соз-

датели сказки «Черный стул».

«Белый шорох» как предчувствие

Первая история принадлежит мальчику В., тому самому, который боялся призраков, и в ней тоже фигурирует призрак. По характеру мальчик уравновешенный, дружелюбный. В поведении

со сверстниками застенчивый, хотя на занятиях в студии веселый

и остроумный.

Белый шорох

Жил-был мальчик Никита. Пошел он в лес. Встретился ему добрый

призрак. Спросил призрак у Никиты: «Чего ты хочешь?» – «Я хочу

иметь свой дом», – ответил мальчик. И стал дом расти прямо из леса.

Мальчик подумал и сказал: «А теперь я хочу исполнения миллиона желаний!» – «Нет, я исполняю только одно желание», – сказал призрак.

Пошел Никита домой и стал думать, как добиться от призрака еще ка-

кого-нибудь подарка. Оделся он дяденькой, пошел к призраку и говорит:

«Я узнал от Никиты, что ты исполняешь желания». – «Да», – отвечает

призрак. – «Я хочу, чтобы ты стал маленьким». И стал призрак крохотным, как точка. Никита его искал-искал, не нашел. И вернулся домой.

Другой мальчик, Саша, гулял по лесу и заметил норку. Посмотрел

он в микроскоп и увидел белый шорох. Он понял, что это призрак, и испугался. А призрак побежал за ним. «Я исполню все твои желания!» – кричал призрак. Дело в том, что Саша понравился ему красотой и мускулами.

Саша пожелал много конфет и сестренку. И пошел домой. А призрак

побежал следом: «Ну, скажи еще желание!» – «Отстань от меня!» – закричал Саша.

Еще долго призрак ходил за ним и ныл, и Саша никак не мог от него

отделаться.

Этот призрак радикально отличается от предыдущего. Он уже

не вызывает чувство страха, он добрый и исполняет желания. Зна

чит, сказка «Черный стул» была написана не напрасно. Никита,

герой сказки, – проекция автора. Он знает, что призрак безвреден.

А вот другая его субличность, Саша, этого как будто не знает и по-

14 Коррекционная и развивающая работа

прежнему пугается, хотя видит лишь «белый шорох». Чтобы обез-

вредить призрака, сделать его маленьким, Никита «оделся дядень-

кой» – то есть принял на себя роль большого, взрослого. Призрак

находится в норке, под землей, как и положено пугающим образам

подсознания. Это область инстинкта,

сильных эмоций. Мальчик убегает – значит, он еще не готов встретиться с этими силами, а призрак бежит за ним, потому что Саша «понравился ему красотой и мускулами». Странное выра-

жение для призрака, не правда ли? Так могла бы сказать девочка

о симпатичном ей сверстнике. Видимо, в подсознании мальчика

уже родилось предчувствие дружбы и любви, которые ему пред-

стоит испытать в будущем, но пока это лишь набросок, тень, «бе-

лый шорох». Юмористический конец сказки подчеркивает, что

мальчик вполне освободился от страха, породившего эту историю.

Сказка будущего президента всей планеты

Вторая сказка принадлежит Д., одаренному в художественном

плане, интеллектуально развитому мальчику. Его главная пробле-

ма заключается в неспособности устанавливать эмоциональные

отношения с другими людьми. Он как будто живет в своем при-

думанном мире.

Бессмертный парень

Жил-был парень. Он хотел умереть. Решил повеситься, но веревка

оборвалась. Потом решил утопиться, но не получилось. Потом спрыгнул

с самолета, но его ноги были так накачаны, что он не разбился. Другие

люди хотели ему помочь убиться, и стали кормить, чтобы он умер от об-

жорства. Потом положили его на дорогу, чтобы он лопнул под колесами.

Но парень встал, выдохнул из легких воздух, и машина улетела, подхва-

ченная вихрем. Он был очень сильный. Тогда парню дали съесть таблет-

ку, чтобы он поскорее состарился и умер. Но он не умер, а просто улетел

на небо. Там ему стало скучно, он взял лопату и стал копать облако. На-

конец прокопал до дыры, и увидел свет, и оказался в том же месте, откуда

пришел. Потом он взорвал ядро планеты и стал путешествовать по Галактике. В те времена никто не умирал, поэтому парень стал боженькой.

в подсознании мальчика уже

родилось предчувствие дружбы

и любви, о пока это лишь набро-

сок, тень, «белый шорох»

№4, 2015 15

Сон о смерти сновид-

ца не означает угрозы для

жизни и является доста-

точно распространенным

сюжетом. Смерть – это

прекращение чего-то из-

жившего себя, трансфор-

мация. Герой ис тории

пытается умереть, значит,

что-то внутри него требует

перемен. Однако у него ни-

чего не получается. Некая

часть его психики сопро-

тивляется, налицо сильный внутренний конфликт. Чего же хочет

подсознание мальчика? В одной из попыток «убиться» он спрыги-

вает с самолета. Высота означает, в частности, витание в облаках,

отрыв от реальности. Мальчик спрыгивает – то есть спускается

на землю, возвращается в реальность. Герой очень силен, одним

выдохом заставляет улететь машину. Наконец, он оказывается

на небе, но там ему скучно – жизнь, наполненная лишь фантази-

ями, в отрыве от чувств и эмоций, пуста. Герой делает еще одну

попытку вернуться на землю, в мир живого опыта и «взрывает

ядро планеты». Это тревожный сигнал, так дают о себе знать

мощные подсознательные силы, с которыми у мальчика пока нет

контакта.

В заключение истории герой становится «боженькой». Образ

говорит о высоком самомнении, переоценке своих способно-

стей и возможностей. Герой так и остался оторванным от соб-

ственной эмоциональности, ядра своей личности. Персонажи,

которые помогают герою «убиться», –

другие части его «я». Подсознание

мальчика подсказывает, что ему надо

измениться, принести в жертву при-

думанный, нереалистичный образ «су-

пермена», чтобы дать шанс развиться

другим, конструктивным частям лич-

ности.

Записанная история, несмотря на высокий статус героя, ко-

торый в итоге стал «боженькой», в психологическом смысле

Подсознание мальчика подска-

зывает принести в жертву приду-

манный, нереалистичный образ

«супермена», чтобы дать шанс

развиться другим, конструктив-

ным частям личности

Спектакль лучшая

16 Коррекционная и развивающая работа

не принесла мальчику ис-

целения. Он по-прежнему

живет фантазиями, даже

во время занятий, так

же эмоционально холоден

и отстранен.

Здесь нужно обрисо-

вать характер Д. и рас-

сказать о влиянии среды

на него. Мальчик – млад-

ший из трех братьев, сын

успешных, но очень заня-

тых родителей. Отец – его

кумир, вызывает у ребенка

смесь страха и восхищения. В диагностическом рисунке «Моя

семья» Д. изобразил отца в виде монстра с пистолетом. Себя

он часто рисует в виде робота, боевой машины или чудовища.

Однажды изобразил себя в виде двух монстров-близнецов, при-

чем, по его словам, один из них плохой, а другой очень плохой.

В диагностическом рисунке «Кем я стану в будущем» Д. изобра-

зил себя президентом всей планеты.

Отец для ребенка – воплощение волевого, рационально-

го подхода к жизни. В мальчике ярко выражено интуитивное,

творческое начало. У него богатое воображение и способно-

сти художника. В то же время Д. агрессивен, дерется отчаянно

и жестоко, в доброте видит слабость, наделен научным складом

ума, нестандартно мыслит, эрудирован во многих областях. Дома

часами играет в компьютерные игры, преимущественно шутеры

(проще говоря – стрелялки), в саду рисует монстров и сцены битв

по мотивам тех же игр. Любит подшучивать над сверстниками,

иногда очень точно и зло. Других детей влечет к нему, они часто

повторяют его высказывания. И все же в группе сторонятся Д.

из-за его агрессивности и асоциальности.

О жизненном успехе

Третья сказка написана С., успешной девочкой, популярной

среди сверстников, с развитым самомнением, честолюбием и вы-

соким уровнем притязаний.

Конкурс «Волшебное слово», Даня М.

№4, 2015 17

Волшебные крылья

Жила-была девочка Даша. Ей очень хотелось научиться летать.

Она все время тренировалась, прыгала с лестницы на батут. Но ле-

тать все равно не получалось. Однажды у нее выпал молочный зуб.

Она спрятала его под подушкой и стала ждать фею. Когда зубная фея

появилась, девочка попросила, чтобы ей научиться летать. И фея ис-

полнила ее желание: у девочки выросли крылья. Каждое утро Да-

ша уходила гулять, а на самом деле летала. Она пряталась от людей

в парке и лесу.

Однажды ее крылья увидели родители и тут же повели в больницу.

Врач осмотрел девочку и попытался отрезать крылья. Усилием воли

она сделала так, что крылья сами исчезли на время. И врач оставил

ее в покое. Теперь ей приходилось все время прятать свои крылья.

Однажды она все-таки забыла убрать крылья перед уроками,

и ее увидели крылатой в школе. Учитель рассердился, и девочку вы-

гнали из школы. Но она попросила фею, и та сделала так, что у девочки

появилась своя школа, в которой училась только она, и никто ей не ме-

шал. Но это не понравилось ее родителям. Они потребовали, чтобы

она избавилась от крыльев. Как только Даша пообещала это, ее школа

исчезла, и крылья тоже. Они исчезли насовсем. Девочка долго плакала

и просила, чтобы все стало, как раньше. Когда у нее снова выпал зуб,

она дождалась зубную фею и попросила ее вернуть крылья. Но фея ска-

зала, что волшебство действует только с первым зубом. Она подарила

девочке 500 рублей. Даша сказала:

– Зачем мне деньги, я хочу летать!

Тогда фея сказала, что есть один волшебный магазин фей, и в нем

продаются крылья. Но чтобы попасть туда, нужно прыгнуть в окно.

А девочка жила на десятом этаже. Фея обещала, что с ней ничего

не случится. На следующий день девочка попросила у папы еще денег,

потому что крылья стоили дорого, и прыгнула в окно. Она купила кры-

лья и с тех пор летала, и все у нее было хорошо.

Как и героиня своей истории, С. ощущает себя особенной,

лучшей, достойной необыкновенного дара. В сказке это крылья,

символ свободы и независимости, полета фантазии. Крылья – это

окрыленная душа, вдохновение, мечта.

18 Коррекционная и развивающая работа

Почему же люди не рукоплещут, почему героине сказки при-

ходится прятать свои крылья? Врач считает, что крылья – это

признак болезни, учитель видит в их наличии нарушение пра-

вил, и даже родители требуют избавиться от них. Героиня пыта-

ется скрывать свой дар, но так делать ей удается недолго. За-

гнанная в угол, она обещает отказаться от крыльев, и они

исчезают. Сюжет напоминает историю Золушки, которой тоже

помогала фея. Стоило Даше дрогнуть, отступить перед напором

родителей, как волшебство рассеивается, крылья вместе с пре-

красной школой (аналог королевского дворца) исчезают. В на-

родной сказке справедливость восстанавливает принц, а геро-

иня сказки С. получает еще один шанс: она может купить крылья.

Правда, они стоят дорого, как любой ценный товар. В качестве

сновиденного образа деньги представляют эквивалент энергии,

личных усилий.

У С. очень развиты лидерские каче-

ства, стремление к свободе и незави-

симости. Мечты ведут ее очень далеко:

она хочет стать президентом России.

Но подсознание поправляет: жизнен-

ный успех нельзя получить как дар,

за него придется заплатить личными

усилиями. Учитель и родители напоминают: только усердным тру-

дом можно добиться своей цели. И все же мечта сильнее: в сказке

героиня прыгает в окно, отбрасывая все страхи и здравомыслие,

и выигрывает.

Вспоминается история

мальчика Д. о бессмертном

парне, который, наоборот, ни-

как не мог «приземлиться».

Лететь на крыльях мечты и ви-

тать в облаках – две близкие

по смыслу идиомы с совер-

шенно разным эмоциональным

содержанием. Финал сказки

о крыльях все же позитивен.

Развитое мышление и силь-

ная воля помогут девочке

добиться успеха, несмотря

она хочет стать президентом

России. Но подсознание по-

правляет: жизненный успех

нельзя получить как дар, за него

придется заплатить личными

усилиями

Пиктограммы

№4, 2015 19

на трудности, причем

трудности не внешние,

а внутренние. В первую

очередь, это неумение

С. договариваться с дру-

гими, решать конфликты

мирным путем. Она горда,

ей кажется, что дети, с ко-

торыми возникают споры,

недостойны ее. Девочка

не допускает, что крылья

могут быть не только у нее.

С ребенком состоялся раз-

говор по душам на эту те-

му, и, кажется, она извлекла урок – стала относиться к сверстни-

кам доброжелательнее.

Порой дети сочиняют еще более странные истории. Их герои

говорят и совершают то, о чем ребенок, казалось бы, не может

и помыслить. По крайней мере, он в этом уверен. Возникает во-

прос: должен ли ребенок знать, что в его историях есть второй,

а может быть, и третий смысл? Думается, что нет. Ведь он – худож-

ник, творец, который гордится своими литературными опытами.

Детское сочинительство в «сыром», необработанном виде

по своей сути близко к фантазированию и его внешнему прояв-

лению в режиссерской игре. Сюда же можно отнести сюжетно-ро-

левые игры, в которые играют двое-трое детей без вмешательства

взрослых. Эти игры, которые могут длиться часами, представляют

собой спектакль без зрителей. Если вслушиваться в диалоги де-

тей, можно различить контуры фантастических приключений или

драматических историй. Здесь также очень ярко проявляется бес-

сознательное ребенка. Сюжетной канвой для таких игр часто слу-

жат популярные среди детей сериалы «Трансформеры» и «Винкс».

В заключение

Влияние работы со сказками на развитие эмоциональной и ког-

нитивной сферы ребенка отслеживается с помощью проективных

методик. В начале и конце учебного года дети проходят следую-

щие рисуночные тесты: «Рисунок несуществующего животного»,

Лепка по сказкам

20 Коррекционная и развивающая работа

«В кого бы меня заколдовали», «Нарисуй историю» (тест Сильвер),

«Дом, дерево, человек», «Моя семья», «Семья животных».

Хорошее знание детей, их интересов помогает взвешенно от-

носиться к результатам тестирования. Например, традиционно

считается плохим показателем изображение ребенком в проек-

тивных тестах «Нарисуй несуществую-

щее животное» или «В кого бы я пре-

вратился» не живого сущес тва,

а механизма. В то же время все положи-

тельные герои «Трансформеров», рас-

тиражированные в виде популярных игрушек серии «Лего», – ме-

ханизмы. Что же удивительного в том, что ребенок, который

любит этот фильм или играет на планшете, управляя монстрами,

изображает себя в виде монстра? Психика ребенка отражает дей-

ствительность. С этим можно бороться, лишь заменяя агрессив-

ные игры и фильмы другими, несущими позитивный настрой.

Интерпретируя результаты рисуночных тестов, следует учитывать

влияние среды на ребенка.

Главная задача, которую педагоги ставят перед собой, – все-

стороннее развитие и гармонизация личности ребенка. Ком-

плексная работа со сказками, которая включает литературное

творчество детей, драматизацию и реализацию сказочных сю-

жетов в лепке и изобразительном творчестве, как нельзя лучше

отвечает этой задаче, является актуальной и способствует дости-

жению новых стандартов в дошкольном образовании.

Интерпретируя результаты рису-

ночных тестов, следует учиты-

вать влияние среды на ребенка

Скачать
Сказка против страха.docx
Microsoft Word документ 47.5 KB
Комментарии: 0