УДК 615.851

ББК 53.57

Ф 84

Франц М.-Л. фон

Ф84 Вечный юноша. P u e r A e tem u s/ Пер. с англ. В.Мершавки. - М.: Независимая фирма

«Класс», 2009. - 384 с. - (Библиотека психологии и психотерапии).

ISBN 978-5-86375-157-3

Мария-Луиза фон Франц, признанный авторитет в области юнгианской психологии,

исследует тип мужчины, связанного материнским комплексом. «Вечный

юноша» - жизнерадостный и энергичный, всегда остающийся ребенком в душе,

но не желающий принимать на себя ответственность и обязательства, - стал

объектом пристального внимания и всестороннего исследования автора. Богатый

практический материал органично вплетен в обширный культурологический и

литературный контекст, что делает чтение книги интересным и захватывающим.

Раскрывая тайны человеческой души с позиций коллективной и индивидуальной

психологии, автор вместе с читателем ищет пути преодоления поднимаемой проблемы

и способы обретения психологического равновесия, столь необходимого в

наше время.

Материалом для этой книги послужил курс лекций и семинаров, проведенных

автором в институте К.-Г. Юнга в Цюрихе, где глубокий академический подход сочетался

с неожиданными новаторскими решениями и точными практическими

выводами. •

Для психотерапевтов, психологов, специалистов гуманитарного профиля, а также

для широкого круга читателей.

Главный редактор и издатель серии Л.М. Кроль

Научный консультант серии ЕЛ. Михайлова

Риег aeternus - так обращались древние римляне к античному божеству.

Словосочетание заимствовано из «Метаморфоз» Овидия.

1 Так поэт, обращаясь к юноше Иакху [Якху], называет юного

бога - героя Элевсинских мистерий. Овидий говорит о нем

как о «вечном ребенке» - риег aeternus - и воспевает его сакральную

роль в этих мистериях. Позднее божественного ребенка стали

отождествлять с Дионисом, а также богом Эросом.

Риег aeternus - божественное дитя, рожденное ночью в Элевсинских

мистериях, связанных с символическим культом матери.

Он - вечный ребенок и спаситель мира, бог плодородия и избавления

от смерти, покровитель божественной юности. Схожие функции

приписывались и богам греко-восточной мифологии - Там-

музу, Аттису, Адонису.2 Таким образом, словосочетание риег

aeternus означает «вечное дитя», но мы его будем употреблять для

характеристики психологического типа мужчины, обладающего

ярко выраженным материнским комплексом, поступающего весьма

предсказуемым, свойственным ему образом. Об этом я постараюсь

рассказать ниже.

В целом, мужчина-пуэр, к которому применим архетип риег

aeternus, слишком долго сохраняет подростковую психологию.

Другими словами, те черты характера, которые обычно встречаются

у семнадцати - восемнадцатилетних юношей, наблюдаются и у

взрослого пуэра. В большинстве случаев особенности его поведения

тесно связаны с сильной зависимостью от матери. Юнг описывает

два типичных расстройства у мужчин, обладающих ярко

выраженным материнским комплексом - гомосексуализм и донжуанство.

В первом случае гетеросексуальное влечение мужчины

настолько тесно связано с образом матери, остающейся единственным

объектом его любви, что он не может переживать сексуальные

отношения с другой женщиной. Его женщина стала бы соперницей

матери, поэтому сексуальные потребности удовлетворяются

только в отношениях с партнером своего пола. Как правило,

таким мужчинам не хватает маскулинности, и они стремятся найти

недостающее качество в своем партнере.

Донжуанство - еще одна типичная форма проявления расстройства,

описанного Юнгом. В этом случае пуэр ищет в каждой

женщине мать - образ совершенной женщины, все отдающей

мужчине и лишенной каких-либо недостатков. Он пребывает в

постоянном поиске богини-родительницы и всякий раз, влюбляясь

в женщину, неизбежно открывает, что предмет его страсти -

обычный человек. После интимной близости такой мужчина разочаровывается

в избраннице, поскольку исчезает ее притягательность.

Он отворачивается от прежней любви для того, чтобы спроецировать

образ богини на новый предмет страсти - один за другим.

Он вечно тоскует по женщине-матери, которая раскроет ему

свои объятия и удовлетворит любую его потребность. Подобное

поведение часто сопровождается жаждой романтической любви,

свойственной подросткам.

Как правило, мужчины-иг/эры испытывают сложности в вопросах

социальной адаптации. Иногда можно наблюдать некое подобие

асоциального индивидуализма: будучи особенным человеком,

я не считаю необходимым адаптироваться в обществе, ибо

это невозможно для такого скромного гения как я, - и так далее.

Кроме того, эти люди часто бывают высокомерны по отношению

к другим: такое поведение обусловлено как комплексом неполноценности,

так и ложным чувством превосходства над другими.

Как правило, мужчины этого типа испытывают серьезные затруднения

в поисках подходящего для них места работы: то, что

они находят либо недостаточно хорошо для них, либо не совсем

то, что они хотели бы иметь. Они всегда найдут ложку дегтя в бочбудет «той самой» («она замечательная подруга, но...»). Всегда

найдется какое-либо «но», которое помешает вступить в брак или

хотя бы взять на себя какие-то обязательства.

Все это вызывает особую форму невроза, которую д-р X. Дж.

Байне (H.G. Bayens)3 назвал «жизнью на черновик» (provisional

life).4 По Байнсу, у мужчины, страдающего подобным неврозом,

складывается странное отношение к действительности, а именно,

формируется чувство, что в реальной жизни он еще пока не существует.

До поры до времени он предпринимает какие-то действия,

однако, какие бы поиски он не вел - женщины ли, работы ли, - у

него всегда остается ощущение, что это еще не то, что ему нужно.

При этом сохраняется иллюзия того, что когда-нибудь в будущем

все станет таким, как надо. Если подобная установка принимает

затяжной характер, она формирует у пуэра твердый внутренний

отказ жить настоящим моментом действительности.

В той или иной степени описываемому неврозу сопутствует

комплекс спасителя, или Мессии, лелеющего тайную надежду, что

однажды он спасет мир: скажет нечто значительное в философии,

религии, политике, искусстве или какой-либо другой области.

Невроз также может привести к типичной патологической

мании величия, а также к проявлению различных симптомов, которые

реализуются в мысли «мое время еще не пришло». Такой

мужчина переживает смертельный страх в тех ситуациях, которые

требуют принятия на себя ответственности за что-либо. Он испытывает

ужас при мысли о необходимости связать себя обещаниями,

навсегда остаться в земных границах пространства и времени

и в итоге, оказаться обычным реальным человеком - тем, кем он,

собственно, и является. Его всегда преследует страх попасть в положение,

из которого он в очередной раз не сможет вывернуться.

Любая обыкновенная и ясная ситуация для него становится сущим

адом.

Вместе с тем, поражает необыкновенная тяга пуэров к экстремальным

видам спорта, в особенности к полетам и альпинизму.

Желание подняться так высоко, как только возможно, есть символ ухода от реальности, отрыва от земли, бегства от обыденной жизни.

Мужчины, у которых этот комплекс выражен особенно ярко,

часто гибнут в авиакатастрофах или во время несчастных случаев

при восхождении на горные вершины. Это своего рода экстерио-

ризированная духовная тоска, которая находит выражение в столь

специфичной форме.

Обычно пуэры не любят виды спорта, которые требуют терпения

и упорных длительных тренировок, поскольку, как правило,

они очень не любят кому-то или чему-то подчиняться (в негативном

смысле слова), им не нравится, когда их что-то обременяет.

Я была знакома с молодым человеком, которого можно назвать

классическим образцом риег aeternus. Он совершил большое

количество восхождений в горы, но так ненавидел свой рюкзак,

что специально натренировал свой организм для того, чтобы спать под дождем или снегом. Ему приходилось копать яму в снегу, закутываться

в непромокаемый плащ, использовать особый тип дыхания,

схожий с системой йоги, - все для того, чтобы научиться

спать на открытом воздухе. Он также приучил себя обходиться

практически без пищи, чтобы не брать с собой тяжелый рюкзак. В

течение многих лет он совершал восхождения на горные вершины

Европы и других континентов, устраиваясь на ночлег под деревьями

или в глубоком снегу. В каком-то смысле он героически переживал

трудности только для того, чтобы не связывать себя заботой

о палатке или рюкзаке.

Можно сказать, что рассказанная история символична, поскольку

пуэры в реальной жизни вообще не любят ничем себя обременять:

они всегда отказываются брать на себя какие-либо обязательства

или нести бремя ответственности в тяжелой ситуации.

Вместе с тем, положительные качества таких мужчин заключаются

в наличии у них особой одухотворенности, истоки

которой лежат в их достаточно тесном контакте с коллективным

бессознательным. Многим из них присуще очарование молодости

и волнующая притягательность, действующая на людей подобно

глотку шампанского. Пуэры обычно очень охотно идут на

контакт: они, как правило, интересные собеседники и могут легко

воодушевить слушателя. Они не любят обыденных и привычных

ситуаций. Они задают сложные вопросы и ищут на них ответы.

Они постоянно находятся в поисках истинной веры, в состоянии,

типичном для юношей старшего подросткового возраста.

Как правило, юношеское очарование сохраняется у мужчин-

пуэров и в дальнейшей жизни.

Однако существует и другой тип пуэра, в котором не проявляются

ни очарование вечной юности, ни архетип божественной

молодости. Наоборот, он постоянно живет в состоянии полудремы,

что также является особенностью подросткового периода.

Сонливый, неорганизованный, длинноногий юноша, слоняющийся

без дела, - он ко всему безразличен, его мысли блуждают где-

то очень далеко, поэтому иногда возникает желание вылить на

него ушат холодной воды. Однако за внешним состоянием полудремы

- стоит его только преодолеть! - кипит жизнь, полная вымыслов

и фантазий.

Итак, я в нескольких словах изложила основные психологические

черты определенного типа молодых людей, оказавшихся во

власти материнского комплекса, что послужило главной причиной их идентификации с архетипом риег aeternus. В основном я

описала их отрицательные характеристики, потому что на первый

взгляд они кажутся негативными личностями. Однако мы еще не

объяснили, в чем действительно заключается сущность такого

типа мужчин. Мы увидим это несколько позже.

Вопрос, которому посвящена моя лекция, состоит в том, почему

проблема людей такого типа, а именно, юношей, тесно связанных

с матерью, стала столь очевидной в настоящее время. Как

известно, гомосексуализм распространяется все больше. В отличие

от донжуанства, которое, на мой взгляд, не столь ярко выражено,

сегодня в однополые отношения вступают даже подростки.

Именно поэтому, как мне кажется, проблема риег aeternus становится

особенно актуальной.

Несомненно, матери всегда старались держать детей около

себя. Некоторым сыновьям было трудно освободиться от материнской

опеки, поэтому они предпочитали продолжать радоваться

жизни в родном гнезде. До сих пор нет объяснения тому, почему,

в общем-то, частная проблема [зависимости от матери] стала настолько

серьезной в наше время. Мне думается, именно этот важный

вопрос должен стать предметом нашего обсуждения, поскольку

остальные аспекты проблемы более-менее очевидны.

Мужчина с выраженным материнским комплексом будет вынужден

всегда бороться с тем, чтобы не превратиться в пуэра. Вы

можете спросить, есть ли средство исцелиться от этой болезни?

Если мужчина узнает о существовании у него материнского комплекса,

который как-то воздействует на него помимо его собственной

воли, что ему с этим делать?

В книге «Символы трансформации»6 К.-Г. Юнг писал, как

можно излечиться от этого недуга - работать. Однако Юнг размышляет

далее: «Неужели это так просто? Неужели это единственное

средство? Можно ли так утверждать?» Но работа - это

то неприятное слово, которое не хочет слышать ни один пуэр, и

Юнг приходит к выводу, что нашел верный ответ. Мой опыт также

говорит о том, что только через активную деятельность мужчина

может излечиться от невротического состояния «вечного

юноши». Однако в этом отношении существует некоторое несовпадение

точек зрения (misunderstanding): пуэр способен работать

так, как может работать примитивный человек, как работают люди с ослабленным Эго: они трудятся то до тех пор, пока их

притягивает предмет деятельности, пока они одержимы работой

или испытывают невероятный энтузиазм. В таких случаях пуэр

будет трудиться сутки напролет, пока совсем не лишится сил. Но

он не способен работать в хмурое дождливое утро, когда любая

деятельность кажется ему тоскливым занятием, и он вынужден

заставлять себя что-то предпринимать. Как правило, этого пуэр

сделать не может, и он будет прилагать всевозможные усилия,

чтобы найти подходящий повод извиниться и увильнуть от работы.

7

В процессе психоанализа мужчина-иг/эр рано или поздно

сталкивается с подобной проблемой, и только тогда, когда его Эго

достаточно окрепнет, задача может быть успешно решена - у мужчины

появляется возможность упорно работать в течение длительного

времени. Разумеется, цель психоанализа очевидна, однако

каждый конкретный случай имеет свои особенности. Лично я не

вижу пользы в том, чтобы читать нравоучения людям о необходимости

трудиться, ибо такие поучения их только раздражают, и они

уходят.

Насколько я могу судить, бессознательное обычно пытается

создать компромисс с психикой, а именно, указать направление,

где могут проявиться наклонности личности, где психическая

энергия (psychological energy) может свободно двигаться. Человеку

легче вовлечь себя в род деятельности, определяемый его естественными

желаниями. Это не так тяжело, как работать в постоянном

напряжении, сопротивляясь потоку собственной энергии.

Поэтому мы обычно советуем немного подумать и отыскать то направление

деятельности, где сосредоточен круг интересов человека,

а затем пытаться найти занятие в найденной области. Но во

всякой сфере деятельности неизбежно наступает время, когда

приходится сталкиваться с рутиной. В любой работе, даже самой

творческой, есть определенное количество скучных обязанностей.

Именно их пуэр избегает и приходит к очередному выводу: «Это

не для меня!» В таких случаях человек получает поддержку от

бессознательного через сны, в которых ему приходится преодолевать

различные препятствия. Если преодоление завершается успешно, значит, сражение выиграно.

В одном из своих писем Юнг пишет о пуэре: «Я считаю установку

риег aeternus неизбежным злом. Отождествление личности

с пуэром означает психологическое младенчество; самое лучшее,

что может сделать человек - перерасти самого себя. Это, однако,

всегда вызывает жизненные трудности, которые указывают на необходимость

смены установки. Но при помощи одного рассудка

добиться этого нельзя, потому что риег aeternus всегда остается

ведомым судьбой»8.

Чтобы добраться до истоков проблемы, я хочу прокомментировать

повесть А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Думается,

моя интерпретация позволит пролить свет на обсуждаемый

вопрос.

Как известно, автор повести погиб при крушении самолета во

время Второй мировой войны. У Сент-Экзюпери проявлялись все

характерные черты риег aeternus, которые, однако, не помешали

ему стать великим поэтом и писателем. Непросто проследить его

жизненный путь, что типично для пуэра: если попытаться составить

его биографию, можно найти лишь несколько разрозненных

фактов, потому что, как мы уже говорили, пуэр никогда не стоит

твердо на земле. Он никогда не связывает себя какими-либо обязательствами

ни в каких обыденных ситуациях. Он просто парит

над землей, время от времени соприкасаясь с нею, возникая то в

одном месте, то в другом. Так что приходится идти только по следам,

которые могут после него остаться.

Об этом очень хорошо пишет Куртис Кейт в своей книге

«Антуан де Сент-Экзюпери: его жизнь и время»9.

Сент-Экзюпери родился в 1900 г. в старинной семье французских

аристократов, вырос в роскошном загородном особняке и

был воспитан в лучших традициях. Он решил стать профессиональным

летчиком и какое-то время работал пилотом почтовой

компании «Аэропосталь», обслуживавшей доставку авиапочты из

Европы в Южную Америку и обратно.

Около 1929 г. он совершал полеты по маршруту Тулуза -

Дакар - Буэнос-Айрес, а также принимал деятельное участие в

создании новых авиалиний в Южной Америке. Позже он довольно долго командовал экипажем, работавшим на единственном в

североафриканской пустыне аэродроме Кап Джоли. Основная

обязанность экипажа заключалась в том, чтобы оказывать помощь

пилотам, потерпевшим крушение в пустыне, так как они могли

попасть в руки мятежных арабских племен. Такой образ жизни

очень нравился Сент-Экзюпери, и он предпочитал командование

маленьким аэродромом в безлюдной пустыне любым другим назначениям.

В 1939 г., когда началась Вторая мировая война, Антуан сражался

в звании капитана французских военно-воздушных сил.

После капитуляции Франции он намеревался отправиться в Египет,

но по техническим причинам от плана пришлось отказаться.

Тогда Сент-Экзюпери демобилизовался из армии и уехал в Нью-

Йорк, где завершил работу над книгой «Ночной полет». Позже,

когда войска союзников высадились в Африке, Антуан хотел вернуться

в военно-воздушные силы, но получил отказ по возрасту.

Однако он использовал различные ухищрения и уловки, чтобы

иметь возможность вновь подняться в воздух.

В июле 1944 г., вылетев из Алжира во Францию для проведения

там разведывательно-спасательных полетов, Сент-Экзюпери

бесследно исчез, причем не осталось никаких следов даже от

его самолета. Спустя несколько лет после окончания войны,

один немецкий пилот сообщал в донесении, что самолет Сент-

Экзюпери, вероятно, был сбит над морем фоккер-вульфом10. Еще

один летчик, находившийся в составе эскадрильи из семи штурмовиков,

заявил, что видел, как над Средиземным морем упал

французский самолет. По всем признакам, это был самолет Сент-

Экзюпери.

Антуан не был счастлив в браке. По-видимому, его жена была

очень эксцентричной и непредсказуемой женщиной, и он, как правило,

не оставался с ней дольше, чем на одну - две недели. Он всегда

находил повод уехать из дома. Всякий раз, когда у него не

было возможности летать, он пребывал в подавленном и раздраженном

состоянии, мог целыми днями бесцельно бродить по квартире.

Как только предоставлялся случай подняться в воздух, он

вновь прекрасно себя чувствовал - он становился самим собой.

Если ему приходилось ждать на земле, оставаясь дома с женой или же заниматься чем-то другим, у него сразу портилось настроение.

Он всегда стремился снова сесть за штурвал самолета.

В произведениях Сент-Экзюпери можно увидеть, что его

очень интересовали проблемы мировоззрения (Weltanschauung)

времени, в котором он жил. Те, кто читал его сочинения, могли

заметить, что, как многие французы, и прежде всего, французская

аристократия, он отчасти разделял фашистскую идеологию.

Французы по происхождению - франки, исстари недолюбливающие

германцев. Однако часто забывают о том, что высшие слои

французского общества, как правило, имеют предков немецкого

происхождения, сравнительно недавно иммигрировавших во

Францию. Таким образом, с исторической точки зрения становится

вполне понятно, почему верхушке французского общества, особенно

его военным кругам и аристократии, была очень близка

прусская ментальность.

Несомненно, все это нашло отражение в характерах, описанных

в произведениях Сент-Экзюпери: таков, например, Ривьер в

романе «Ночной полет», которому автор попытался придать черты

великого фюрера - холодного, бездушного человека, который

во имя высшей цели посылает на смерть молодых летчиков. Но

это лишь часть внешней обстановки, атмосферы, в которой жил

писатель, и не относится к фундаментальной проблеме поиска.

Поиска чего? Что же он искал? На этот вопрос я сейчас отвечать

не буду, а постараюсь найти на него ответ вместе с вами.

Как известно, одно из самых популярных произведений

Сент-Экзюпери - повесть «Маленький принц». Эта книга имела

огромный успех, и многие люди превратили ее в своего рода

Библию, создав культ из истории о маленьком принце. Однако

если вы заговорите с ними об этом, они, как правило, с особенным

упорством, и даже вызовом настаивают на том, что книга

превосходна. Меня всегда удивляло такое упорство: мне кажется,.

что единственным объяснением подобной позиции может

быть следующее: даже у тех людей, которым повесть очень нравится,

в отношении нее возникает некоторый вопрос, который

задают себе даже самые ревностные поклонники «Маленького

принца». Вопрос этот связан с тем, что повесть написана с легким

оттенком сентиментальности. Эта сентиментальность, однако,

пусть даже и вызывает некоторое недоверие к прочитанному,

нисколько не умаляет достоинств произведения в других отношениях.

Скачать весь текст:

Скачать
Puer_Eternus.pdf
Adobe Acrobat документ 8.8 MB