Заметки на полях

 

            Жизнь детей в группе, их общение друг с другом и с воспитателем совсем не похожи на книги по дошкольной педагогике. Давно хотела написать книгу о воспитании обычным, без заумных терминов, языком. В нашей взрослой жизни, наших книгах много привычной лжи. Мы говорим, что стремимся вырастить из ребенка гармонично развитую личность. На самом деле и родителям, и учителям нужны дети послушные, спокойные, удобные. Надежные исполнители нашей воли. В среде взрослых это будет называться толерантностью, адаптивностью, лояльностью. Вот чего мы хотим от новых членов общества на самом деле.

            Но я не хочу критиковать. Я попробую описать, как реально происходит общение детей с педагогом, для которого главным является не методика, а внутренняя честность.

            Когда описывают так называемый педагогический процесс, имеют в виду, что педагог – монолитная, неизменная, как закат и рассвет, личность. Но это не так. Люди не факты, они процессы. Ручейки и реки. Они исходят из глубин своей души и туда же возвращаются. Много-много раз и ребенок, и воспитатель попеременно удаляются от своего центра, примеряют очередную маску, которая кажется им оружием, и возвращаются снова к своему естеству. Лишь в идеале педагог – пример цельности и верности себе. И учит детей быть собой, отличать фальшивое от настоящего. Если у системы образования и есть какой-то смысл, то он именно в этом. Книжные знания уже не сокровища, которыми делился педагог раньше. Они открыты: набери в поисковой строке браузера любой вопрос и найдешь исчерпывающий ответ. Воспитание души намного важнее, чем обогащение разными знаниями.

Продолжение следует.

 

Оставить комментарий

Комментарии: 0