Думай, думай, думай...

Что такое разум? Как мы определяем его наличие или отсутствие в других существах? На самом простом уровне разум можно определить как способность обеспечивать свое существование, то есть защищаться от врагов, неблагоприятных условий и добывать пищу, продолжить себя в потомстве. А чтобы потомство не погибло, суметь защитить, накормить своих детей и их мать. Эти способности априори имеются у всех без исключения живых существ, которые есть на Земле: ведь они сумели выжить сквозь тысячелетия.

 

Безусловно, у человека эта, назовем ее функциональной, сторона разума развита в наибольшей степени. Стая сильнее одиночки, команда сильнее толпы. Люди с древних времен собираются в стаи: сначала это семьи, потом племена, а сегодня города и государства. Город – не просто большая масса людей. Это структура, в которой каждому человеку отводится определенная роль, функция. Так компьютеры объединяют в мощные сервера. Наличие структуры – еще одно определение разума. Само тело человека – прототип такой структуры: в нем каждая клетка свободна, и в то же время служит общему благу. На психическом уровне человек весьма неоднороден, мозаичен. В нем много субличностей, заряженных энергией разнообразных желаний. Быть разумным – значит суметь структурировать свое Я в нечто цельное, подчиненное, скажем так, "господствующей идеологии". И эта идеология души должна быть позитивна, должна предполагать безопасность, экспансию и благополучие. Точно так же обстоят дела и в любом отдельно взятом государстве. 

 

Третья отличительная особенность разума – накопление и передача информации. Т.е. наличие преемственности в информационном плане. В нашей человеческой культуре это достигается с помощью речи, письменной и устной, и цифровой записи. Передается информация от поколения к поколению с помощью института образования. Можно ли предположить другие формы накопления и передачи информации? Да запросто. Например, телепатия. Или генетическая трансмиссия, когда потомок получает сразу все знания, которыми обладал его родитель. Представьте, как обрушилась бы наша цивилизация, найдись способ обойти необходимость многократного перекодирования информации. Все мы знаем, что при этом часть содержания бесследно теряется, искажается. Попробуйте передать собеседнику красоту заката, впечатления от вечернего костра или тумана над озером. Сложно? А теперь представьте, что вы можете это сделать с помощью простой телепатии. Я к чему веду: вполне возможно, что есть цивилизации, которые используют эти или другие способы непосредственной передачи информации. В их мире будет отсутствовать искусство, культура, образование и много других, привычных нам компонентов. Сомневаюсь даже, что мы узнаем в них братьев по разуму.

 

Считается общим местом, что человек стал разумным, когда впервые взял в руки палку и сбил банан. Т.е. наш разум предполагает активное воздействие на окружающий мир, его использование. Наши города, наша техника, - это ведь бросается в глаза даже с орбиты. Ни один пришелец не усомнится в нашей разумности. ) Техника призвана служить целям экспансии. А экспансия туда, куда тебя не ждут, называется агрессией. Легко быть агрессивным, когда у тебя броня и мощные челюсти. А если нет – вооружайся палками, томагавками и прочими плодами цивилизации. Можно ли представить цивилизацию, не направленную на изменение мира ради потребностей разумных существ, а наоборот? Но то, что наоборот, мы видим в живой природе: существа адаптируются к своему ареалу обитания. И мы называем это не разумом, а инстинктом. Если такие цивилизации есть – то мы едва ли способны их распознать.

В конце концов, разум – это инструмент познания мира. А что значит познать? Я знаю этого человека, как саму себя, но не писала о нем диссертаций, не проводила над ним опытов. У меня нет графиков и формул для его описания. Но я все же знаю его!:)

 

Есть три способа познания мира: научный, религиозный и язык искусства. Научный путь, несмотря на свои ограничения, ведет к открытию новых технологий, а значит, служит прогрессу. Религиозный путь – консервативный, ущербный и абсурдный, т.к. исходит из ложных посылок. Искусство, как нас учили, отражает действительность с поправкой на психику автора, не всегда здравую, но ничего нового, вроде гравитационных полей, открыть не может. Я задаю себе вопрос: возможен ли разум и возможна ли цивилизация, в которой научный способ познания не используется вообще? Некоторые исследователи утверждают, что такие цивилизации были на Земле. И что ребенок, приходя в мир, пользуется не научным, а неким иным, целостным, бессловесным и нетехнологичным способом его познания. И лишь потом приводится нами к общему знаменателю здравого смысла.

 

Что значит «думать»? В общем виде, это значит направить свое внимание на предмет размышлений. Внимание, подобно лучу света, освещает при этом предмет. Мы ярко видим при этом лицо человека, о котором думаем, слышим его голос. Или чувствуем запах шашлыка, если думаем о пикнике. Похоже, разум подразумевает работу памяти и воображения. Но как можно думать о глюонном клее и одномерных струнах (это понятия из квантовой механики)? В мире физики, математики, да и других наук воображению не на что опереться. Оно строит воздушные замки – но жестко подчиненные логике и математике. Иногда проходят годы, пока стройная теория хоть как-то проверяется опытом. 

 

Можно подумать, что научное «думанье» и обычное, житейское рассуждение, - два совершенно разных процесса. Но это не так. В том и ином случае луч внимания освещает не весь предмет. Хотя большинству людей кажется, что весь. Остается некая область неизвестного, «поле вопросов», которое воображение достраивает, руководствуясь логикой и опытом, а в сфере науки – знанием. Если ему это удается, мы готовы воскликнуть «Эврика, теперь все понятно!» Например, становятся понятны мотивы действий какого-то человека, или нам ясно, как осуществить свой план.

 

Мои рассуждения о том, как люди рассуждают – пример такой работы ума. Я выстроила в уме все известные мне факты (осветила объект лучом внимания), конвертировала информацию в удобный мне формат (интериоризировала знания) и обнаружила у объекта белые пятна, вопросы без ответов. По крайней мере, без известных мне ответов.

 

Умение задавать вопросы – одно из самых важных в науке. Да и в жизни тоже. Ребенок, который задает вопросы – мыслит. И это здорово.

Оставить комментарий

Комментарии: 0